Письмо сотрудника газеты «Правда» А. Дунаевского главному редактору «Правды» Л.З. Мехлису о командировке на Кубань. 24 февраля 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.02.24
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 353-355
Архив: 
РГАЭ. Ф. 8040. Оп. 8. Д. 49. Л. 59—54. Заверенная копия.

№259

Письмо сотрудника газеты «Правда» А. Дунаевского главному редактору «Правды» Л.З. Мехлису о командировке на Кубань1*

Не позднее 24 февраля 1934 г.2*

Я только что вернулся из районов Кубани, куда я ездил по заданию сельхозотдела. Тут создалось очень тяжелое положение с подготовкой к весеннему севу и укреплению колхозов, о чем и хочу рассказать Вам в этом письме.

1. Распределение доходов и трудодень

В большинстве колхозов Кубани еще до сих пор не закончено распределение доходов. Значительная часть хлеба не обмолочена. В одном лишь Тихорецком р. свыше 10 тыс. га необмолоченного хлеба. Тихорецкие работники задержку молотьбы объясняют лишь отсутствием горючего и другими второстепенными причинами. На самом деле затяжка молотьбы объясняется массовыми невыходами на работу. До сих пор существовала такая практика, что поступающий хлеб из-под молотилки не выдали колхозникам по трудодням, а оставляли его в амбарах. Таким образом, не было никакого стимула для работы. Только сейчас, и то в некоторых районах, выдают колхозникам, работающим на молотьбе, 15 % от фактически обмолоченного хлеба. Но это не есть распределение доходов.

По решению краевых организаций не должно быть ни одного колхоза, который в этом году не имел бы на трудодень 2 кг хлеба. Эти расчеты были произведены с учетом получаемой от государства семенной и продовольственной ссуды, а также зерна, которое поступит от обмолота. Но на деле этого нет. В Тихорецком, Кущевском, Усть-Лабинском районах в подавляющем большинстве колхозов на трудодень приходится меньше 2 кг. Возьмем снова тот же Тихорецкий р., где из 75 колхозов только 24 закончили распределение доходов. Мне пришлось побывать в этих колхозах и ознакомиться с техникой распределения. Вот колхоз «Фастовец», где колхозники получили на трудодень 2 кг. Но на руки большинство колхозников получило очень мало хлеба, с них высчитали за общественное питание, за детские ясли. Вот колхоз им. Кагановича. Тут на трудодень приходится только 800 г хлеба и 7 коп. деньгами. Во всяком случае, у значительной части колхозников уже сейчас нет хлеба. В Краснодарском, Армавирском, Усть-Лабинском районах зарегистрировано несколько десятков случаев опухания, причем характерно: опухают колхозники там, где не распределены доходы, где бездушно относятся к их нуждам. Надо учесть, что продовольственная ссуда уже роздана, и при наличии ее значительная часть колхозов не получит на трудодень и 2 кг хлеба. Не исключена возможность, что именно на Кубани у значительной части колхозников до начала весенних работ или в середине их не окажется хлеба. К этой части людей нужно в первую голову отнести многосемейных колхозников с малым количеством работоспособных. На этой почве у ряда районных работников и политотдельцев (Тихорецкий, Павловский районы) есть тенденции задержать выдачу обмолоченного хлеба. Они объясняют это тем, что нужно придержать хлеб до весенних работ, когда в нем будет ощущаться острая нужда.

В районах Кубани наблюдаются сейчас массовые невыходы на работу. В отдельных колхозах выход на работу составляет 50—60 % к общему количеству трудоспособных.

В Тихорецком р. массовые невыходы на работу стали обыденным явлением. Но руководители района, председатели колхозов не интересуются, почему же колхозники не выходят на работу. Мне пришлось беседовать с некоторыми колхозниками, которые не выходят на работу. Часть из них не имеет обуви, одежды и не может по этой причине ходить на работу. Другая часть — это люди, которые потеряли перспективу колхозной жизни. Они слишком мало получали хлеба и не надеются получить больше и в предстоящем году. И, наконец, третья — это лодыри, подкулачники, которые, наворовав хлеб, живут не хуже, чем некоторые честные колхозники. Руководители бездушно относятся к людям! Колхозница артели им. Войкова т. Котлярова сломала на работе ногу. Она нуждалась в немедленной помощи. По этому поводу председатель колхоза Козюра заявил: «Всю Европу не перевезешь и всех голодных не накормишь. До этого мне дела нет».

Даже то небольшое количество хлеба, которое получили колхозники на трудодень, негде помолоть. В районе деятельности Фастовской МТС все мельницы закрыты из-за отсутствия горючего, и колхозникам приходится тереть зерно на камне. Попутно еще об одном факте, о котором мне рассказывал редактор тихорецкой газеты. В одной из станиц района деятельности Терской МТС был случай, когда один колхозник нанялся на работу к единоличнику (середняку) за оплату хлебом.

Об участии крестьян в колхозном производстве говорят следующие характерные данные краевых организаций. Свыше 60 тыс. хозяйств заработали менее 50 трудодней. Это значит, что на одного трудоспособного приходится 15— 20 трудодней в год. 70 тыс. хозяйств заработали от 50 до 100 трудодней, 89 тыс. хозяйств — от 100 до 150 трудодней. Свыше половины этих хозяйств, как заявил секретарь крайкома т. Шеболдаев, находятся иногда в очень неопределенном состоянии. В неопределенном состоянии находится и часть старых колхозников — организаторов артели, где из года в год в их колхозе на трудодень приходится мизерное количество хлеба и денег. И люди начинают терять перспективу колхозной жизни. Они не ходят на работу, занимаются огородами, ремесленничеством, а иногда просто бездельничают. А ведь в Азово-Черноморском крае сплошь и рядом жалуются на недостаток рабочей силы.

На этой основе кулаки ведут сейчас свою вредительскую работу, направленную на подрыв авторитета трудодня. Трудодень не авторитетен. Даже какой-нибудь заведующий избой-читальней колхоза и тот не хочет работать на трудодни. Вопрос о трудодне, о настоящем трудодне — это, пожалуй, один из самых главных вопросов организационно-хозяйственного укрепления колхозов. До сих пор колхозник, даже хорошо работавший, получал слишком мало хлеба, не обеспечивающего его в течение года даже продовольственно. На этой основе кулаки могут попытаться, и в некоторых районах небезуспешно, организовать снова саботаж.

2. О семенах и очистке полей

В сводке крайЗУ указано, что Азово-Черноморский край обеспечен семенами на 105 %. Однако за этой средней цифрой прячутся отстающие районы. По самым точным данным, свыше 20 районов не обеспечены полностью семенами. В Ново-Покровском, Каневском, Кореновском, Кущевском и целом ряде других районов Кубани не хватает 10—20 % посевного плана. Даже в тех районах, где полностью засыпаны семена, с качеством семенных фондов неблагополучно. В колхозах им. Войкова, «Завет Ильича» и ряде других Мечетинского р. зерно имеет всхожесть 40—50 %. Сплошь и рядом сырое, недоброкачественное зерно ссыпается в амбары. Там оно тлеет и портится. Плохо и с сортовым зерном, которое меняет колхозам Тихорецкий элеватор. Например, колхоз им. Ворошилова, прочистив первую партию сортообмена, получил свыше 30 % отхода. Зерно щуплое, мелкое, не похожее на настоящий сортовой материал. В целом край не перевез из элеваторов и половины зерна, предназначенного для сортообмена.

Скоро начнется распутица, а в некоторых южных районах уже начали портиться дороги. Создалась реальная угроза массового загона лошадей. Может получиться так, что во время весеннего сева колхозам придется перевозить семена.

3. Отдельные вопросы

Известно, что в районе Кубани поселяются семьи демобилизованных красноармейцев. Я хочу Вам рассказать о безобразном отношении к переселенцам. Сейчас надо сигнализировать о том, что значительная часть переселенцев, побывав несколько месяцев в станице, покидает ее. Это бегство объясняется, в первую очередь, бездушным отношением к людям. Красноармейские семьи, кроме хлеба, за редким исключением ничего не получают. Дома, где живут красноармейские семьи, не оборудованы, в них нет мебели, нет стекол. Вот типичная картина. Приходишь в хату красноармейской семьи. Их 6—8 человек, на всех 1—2 стула и 1 кровать, нет даже стола. Вечером сидят без света, ибо кооперация отказывается снабжать керосином. Надо было отремонтировать хаты, но предназначенные для красноармейцев стройматериалы Усть-Лабинский райисполком израсходовал на свои нужды. По сей день бегство демобилизованных красноармейцев из станиц продолжается. Бегут главным образом холостяки.

На Кубани неблагополучно. Правда, в отличие от прошлого года, в этом году есть уже несколько сот колхозов, неплохо закончивших свой хозяйственный год. Но их очень мало для того, чтобы судить о переломе на Кубани. Тут созданы, и то в некоторых районах, лишь предпосылки для перелома. Пробыв около месяца в решающих кубанских районах, я прихожу к выводу, что Кубань плохо подготовилась к весне. Если еще иметь в виду, что краю придется (при нынешних темпах) ремонтировать тракторы в разгар сева и в распутицу перевозить семена, то как дорого будет расплачиваться этот решающий зерновой край за свои предвесенние промахи и ошибки. А самое главное, т. Мехлис, что никто не готовит людей, сейчас невыходы на работу огромны, и они могут еще усилиться весной. Отсюда напрашивается вывод: рецидивы кулацкого саботажа могут в той или иной форме повториться в некоторых районах в этом году.

Ал. Дунаевский

1* Главным редактором «Правды» Л.З. Мехлисом отчет был отправлен в ЦК ВКП(б) (см. там  же, л. 60).

2* Датируется  по сопроводительной записке.