Спецсообщение Особого отдела ОГПУ СССР «О недочетах в ходе переселения в колхозы Северо-Кавказского края демобилизованных красноармейцев и их семей». 13 декабря 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.12.13
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 269-271
Архив: 
РГВА. Ф. 9. Оп. 6. Д. 597. Л. 715—717. Подлинник.

201

Совершенно секретно

Вербовка и переселение в СКК демобилизованных красноармейцев и их семей в основном закончена. Наряды ГУРККА выполнены: ПРИ ВО — на 106 %, УВО — на 96 %, ЛВО — на 97 %. К 25 ноября с.г. в СКК прибыло 85 эшелонов с общим количеством переселенцев — 31 458 чел. Из них: мужчин 16 997 чел., женщин 9023 чел., детей 5438 чел., коммунистов 3989 чел., комсомольцев 3383 чел. Парткомсомольская прослойка к общему числу взрослых переселенцев составляет 28 %.

Среди прибывших на место переселенцев фиксируются в значительном количестве возвращенческие тенденции и факты бегства из колхозов СКК. На 21 ноября 1933 г. из колхозов бежали 837 чел., в том числе коммунистов 159 и комсомольцев 181 чел. Помимо этого предупреждено 476 побегов.

Основной причиной этого является слабое политобеспечение кампании, недостаточное разъяснение в частях при вербовке о целях и задачах переселенцев на Кубани. В некоторых случаях имел место формальный административный подход к вербовке, а в отдельных частях таковая производилась под видом «отправки в специальные колхозные школы и курсы».

Из 87 переселенных семейств и 134 одиночек в стан. Н. Титаревской Краснодарского р. к 25 ноября выехало обратно 47 чел., в том числе сбежали быв. комотделения Носов, кандидат ВКП(б), работавший в колхозе № 7 завхозом, и учетчик колхоза № 7 Журавский, кандидат ВКП (б).

Из числа прибывших переселенцев-красноармейцев, завербованных в 250—251 полках 84-й стрелковой дивизии (МВО), вернулось обратно 30 чел. При выяснении причин красноармейцами указывалось, что комиссар полка Левин вербовку производил под видом отправки в школу и на курсы, умалчивая, что вербовка производится в колхозы СКК. Произведенной проверкой установлено, что пом. военкома 84-го артполка при вербовке красноармейцев разъяснял, что поедут они в колхозы, где будут созданы курсы для изучения специальных знаний, что некоторыми красноармейцами было истолковано как непосредственное направление их на курсы.

Красноармейцы Кубенин 1-го ж.д. полка и Зеленин 4-го артполка (ЛВО) по прибытии в СКК на собрании колхозников заявили: «Нас обманули, нас вербовали на руководящую работу в МТС с условием посылки на курсы, а вместо этого загнали в колхоз. В колхозе работать не будем». 7 ноября оба скрылись.

В 6-м Украинском полку связи с целью заставить переселиться отбирали партбилеты и указывалось, что обратно их получат в политотделах на Кубани. В результате такой «вербовки» два переселенца — красноармейцы указанного полка Алешин и Быков, оба члены ВКП(б), прибыв в СКК, явились в политотдел Копянской МТС, потребовали билет и заявили об отъезде, т.к. они были, якобы, завербованы только для помощи колхозам в уборке хлеба на осеннюю посевную кампанию.

Завербованный в 18-м артполку МВО младший командир Халпенин в корпусной отборочной комиссии на вопрос о порядке вербовки его заявил, что его вызвал к себе комиссар полка и сказал: «Ты едешь на Северный Кавказ без разговоров».

Партбюро 28-го стр. полка 10-й стр. дивизии (ЛВО) за отказ от поездки в колхоз СКК комотделения Волков, член ВКП(б), был исключен из партии, комотделения Данилову объявлен выговор.

Развитию возвращенческих тенденций способствует также отсутствие в целом ряде станиц нормальных условий для хозяйственного закрепления. До настоящего момента прибывающие переселенцы недостаточно обеспечиваются хозяйственным инвентарем (кроватями, столами, стульями, чугунами, топорами и т.д.), не налажено снабжение по линии кооперации, не полностью приспособлены для жилья помещения, особенно общежития для одиночек и специалистов; пища, приготовляемая для переселенцев, неудовлетворительного качества. Например, в колхозе им. Чапаева стан. Коневской переселенцы систематически получают суп из одного гороха без жиров и хлеб из кукурузы, перемолотой вместе с кочанами.

В качестве иллюстрации к вышеизложенному приводим выдержки из письма переселенца, быв. красноармейца 111-го артполка (ЛВО) Телегина на имя военкома полка: «Приехали на место назначения. Нас было 27 чел. — 4 чел из 111-го артполка, а остальные из разных частей, и вот тут-то и начинается самое гадкое и позорное дело. 7 чел. из авиачасти в тот же вечер дезертировали. На следующий день уехали еще 6 чел и, наконец, 25 (октября)1* уезжает еще 4 чел из 110-го артполка и остается нас всего 10 чел. ...2* Теперь я хочу коснуться личной жизни. Живем мы в одной квартире 4 чел. — Суворов, Комельков, Дударев и я. Спим на голых нарах, постельных принадлежностей нет, стола нет, ламп нет, скамеек нет, пища очень скверная, больше всего капуста и фасоль... Положение неважное, у некоторых ребят появилась вшивость, но теперь мы постараемся это ликвидировать, поставив остро вопрос перед начальником политотдела, чтобы нам была предоставлена баня. Мы твердо решили оправдать доверие тех, кто нас послал сюда...

Адрес: Северный Кавказ, Тихорецкий р., Бурсоновская МТС, С.П. Телегин».

Пом. нач. Особого отдела ОГПУ Добродицкий

1* Так в тексте.

2* Здесь и далее отточия документа.