Записка по прямому проводу заместителя Полпреда ОГПУ по Северо-Кавказскому краю Н.Г. Николаева начальнику Секретно-Политического отдела ОГПУ СССР Г.А. Молчанову о состоянии конского поголовья по данным на 28 октября 1933 г.
№ 181
Не ранее 28 октября 1933 г.1*
Совершенно секретно
По данным налогового учета, конское поголовье в июле 1932 г. составляло 1 056 529 голов, а в июле 1933 г. — 744 477 голов. Рабочее поголовье в 1932 г. — 820 тыс., в 1933 году — 612 343.
В текущем году по колхозам на 1 августа пало 93 тыс. рабочих лошадей, в I кв. — 33 824, во втором и в июне мес. — 59 189. Резкое сокращение конского поголовья произошло по ставропольским районам — 34 %, кубанским — 30 % (по Усть-Лабинскому р. конское поголовье сократилось на 49 %, Ново-Александровскому — 39 %, Миллеровскому — 35 %, Белоглинскому — 32 %, Каневскому — 29 %, Брюховецкому — 26 %, Тарасовскому — 29 % и т.д.).
В III кв. падеж сократился за исключением отдельных МТС.
Сокращение поголовья в I и II кварталах шло в основном за счет падежа от бескормицы, эпидемии сапа. По неполным данным, в 1933 г. убито сапных и паломаллеиновых 13 944 лошади.
Сапом поражено большинство районов края. Особенно неблагополучно в 10 районах, где сапом охватываются ценнейшие конефермы и конерассадники (Моздокский, Ессентукский и другие районы).
Развитию сапа способствуют: отсутствие надлежащей изоляции маллеиновых групп, использование их на работах; резервация сапных очагов среди здорового поголовья; концентрация маллеиновых очагов в населенных пунктах, находящихся на больших трактах, в местах нахождения проточных вод. Данных за последний период о распространении сапа в краевых организациях нет. Однако места продолжают сигнализировать о новых гнездах сапа, увеличении в отдельных районах числа маллеинщиков.
Коневоспроизводство в текущем году по большинству районов сорвано, наличие молодняка не обеспечивает нормальный прирост, пополнение конского поголовья. По данным обследования 67 МТС, на 1 сентября сохранилось молодняка до 2 лет: 6,6 % жеребят 1933 г. рождения — 4,3 % к общему конскому поголовью указанных МТС.
План случной кампании выполнен на 60 %. В результате прирост при нормальной выжеребке будет составлять 18—20 %. Имеющиеся данные указывают, что по значительному числу районов прирост сократился до 9—10 %.
Уход за лошадью в последнее время ухудшился. Ряд северных и южных районов сигнализируют о начавшемся падеже от истощения на полевых работах.
Концентратами конское поголовье обеспечено слабо, а местами концентраты совершенно отсутствуют. Положение с концентратами угрожающее в колхозах, вышедших с дефицитным балансом. Крайконеуправление почти никакой работы не ведет. Рабочий аппарат бездействует. Большинство работников занимается обследованиями, бумажной перепиской.
Более устойчивы в условиях текущего года волы. В 1932 г. было 314 932 рабочих вола, в 1933 году — 297 895. Наибольший отход был в период вывоза семссуды. В северных районах сокращение шло за счет распространения ящура, особенно в Константиновском, Цимлянском районах. Ящур отмечался также в ряде восточных районов.
Вредительство по тяглу со стороны к.р. антиобщественных элементов продолжает идти по линии хищнической эксплуатации, умышленного истощения путем разбазаривания и расхищения кормов, создания условий для распространения инфекционных заболеваний, срыва подготовки к зимовке скота.
В аппарате Крайконеводтреста вскрыта к.р. вредительская группа специалистов в 16 чел. (актива), в основном быв. крупные конезаводчики и белые офицеры. Практическая деятельность группы заключалась в дезорганизации, подрыве развития коневодства в крае. В частности, члены группы содействовали распространению инфекционных заболеваний.
В колхозе им. Сталина Мечетинского р. к.р. вредительская группа довела до полного истощения 150 лошадей, которые пали. В колхозе имени 1 Мая Староминского р. группа в 9 чел. путем дачи недоброкачественных кормов уничтожила 20 лошадей. Аналогичных группировок вскрыто 29.
Николаев
1* Датируется по содержанию документа.