Доклад начальника Главного интендантского управления ген. Н. И. Богатко военному министру А.И. Верховскому о продовольственном положении войск действующей армии и внутренних округов.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1917.10.07
Период: 
1917
Источник: 
Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2 М.Л.: 1957 С. 288-289
Архив: 
ЦГВИА ф. 499 оп. 8 д. 231 лл. 20-21

 

Не ранее 7 октября 1917 г.[1]

Мною 2 августа с. г. докладывалось военному министру, что, судя по отправке продуктов на фронт в течение июля месяца, положение армии в отношении продовольствия должно уже во второй половине августа сделаться угрожающим. Последствием моего доклада явилось письмо военного министра к министру продовольствия от 3 августа № 61281[2] о срочном принятии мер к усилению погрузки продуктов на фронты.

18 сентября товарищем военного министра было послано новое сношение министру продовольствия за №820,[3] в котором указывалось, что положение с продовольствием армии еще более ухудшилось, и предлагалось принять самые энергичные меры к доставке продуктов армии. 18 сентября мною был представлен помощнику военного министра доклад за № 71908[4] о мероприятиях но устранению неизбежного в действующей армии голода, в котором [я] с своей стороны проектировал деятельность продовольственных комитетов подчинить генерал-губернаторам из числа лиц, заслуживающих полного доверия демократии. Никаких распоряжений и указаний по этому докладу мною пока не получено.

7 августа военному министру был представлен доклад за № 61869[5] и сношение с министром продовольствия об угрожающем положении Петроградского военного округа; о том же, а также о катастрофическом положении довольствия войск Московского военного округа было сообщено товарищу министра продовольствия 4 и 7 октября за №№ 76692[6] и 77718[7].

Затем 5 октября, докладывая помощнику военного министра о катастрофическом положении довольствия войск внутренних округов и о полной несостоятельности продовольственных комитетов справиться с порученным им делом, я предложил привлечь к делу заготовки продуктов для армин и войск внутренних округов военное ведомство, распоряжением которого хлеб должен реквизироваться, хотя бы даже с применением вооруженной силы[8]. По этому докладу Министерство продовольствия высказало заключение о неимении препятствий к производству правильно организованной вооруженной силой реквизиции в некоторых губерниях, выбор коих должен быть произведен по соглашению военного ведомства с Министерством продовольствия. О таковом заключении сообщено, согласно резолюции помощника военного министра, в Ставку главному полевому интенданту, где в то время находились министр продовольствия и военный министр. Кроме указанных сношений о катастрофическом положении довольствия армии и внутренних округов, в Главное интендантское управление ежедневно поступают телеграфные сообщения о полном истощении запасов продовольствия в интендантских магазинах, каковые сообщения передаются в Министерство продовольствия для принятия соответствующих мер.

Однако, насколько известно Главному интендантскому управлению, Министерством продовольствия никаких мер к коренной реорганизации заготовительных органов, доказывающих полную свою несостоятельность, не принимается и положение армии и войск внутренних округов изо дня в день все ухудшается. Из присланных Министерством продовольствия ведомостей о ходе погрузки хлеба на фронты видно, что за первую половину сентября месяца отправлено на все фронты муки лишь 13.1%, крупы 11.6% и зернового фуража 25.4% всей потребности.

Не принимая мер к радикальному изменению порядка заготовления, Министерство продовольствия, несмотря на категорические требования командующих войсками внутренних округов о разрешении покупок войсковыми организациями и войсками, таковых закупок но разрешает. Из рапорта командующего войсками Московского военного округа от 6 сего октября видно, что образованной командующим войсками в Ниж-нем-Новгороде заготовительной комиссии Министерство продовольствия разрешить заготовку продуктов для войск не нашло возможным; командированным окружным интендантом заготовителям в Воронежскую и Саратовскую губернии, в последнюю с разрешения Министерства продовольствия, чинят препятствия местные губернские продовольственные комитеты: Воронежский комитет совершенно не разрешает заготовлять, Саратовский — то, что уже заготовлено, не выпускает из губернии. Ввиду серьезности дела командующий войсками Московского округа вынужден был, во избежание непоправимых последствий, дать во все тарнизоны циркулярно право выходить из крайнего затруднения следующим образом: «В случае совершенного затруднения в довольствии, при исчерпании всех нормальных способов для получения провианта и фуража, начальникам гарнизонов формировать заготовительные комиссии при участии представителей продовольственных комитетов и заготовлять неотложно нужное в недельной пропорции, по возможным ценам, заимствуя для этого средства из войсковых частей и одновременно телеграфом требуя их от интендантства».

Принимая во внимание, что принятая командующим войсками мера может быть облегчит в некоторой степени положение войск внутренних округов, но никак не действующей армии, которая при современном положении дела заведомо обрекается на голод, необходимо теперь же принять решительные меры к упорядочению дела заготовки и высылки продуктов на фронты.

Докладывая о вышеизложенном, со своей стороны полагал бы, что одной из мер, могущих, по моему мнению, помочь делу, является замена тех продовольственных комитетов, которые не справляются с порученным им делом, особоуполномоченными Министерства продовольствия. Этим лицам, а также и тем комитетам, которые не будут упразднены, должно быть предоставлено право производить реквизиции с требованием от командующих войсками назначения для таковых реквизиций вооруженной силы.

Главный интендант ген.-лейтенант.

Помощник главного интенданта ген.-майор.

И, д. начальника отделения Н. Иванов.


[1] Датируется по содержанию док

[3] В деле не имеется.

[4] В том же деле, л. 2.

[5] В том же деле, л. 1.

[8] В том же деле, л. 24.