Циркулярная телеграмма министра путей сообщения А. В. Ливеровского о критическом положении на железнодорожном транспорте и необходимости принятия мер для предотвращения остановки движения на важнейших дорогах страны.
13 октября 1917 г.
Общее состояние транспорта в настоящее время критическое. Общий недогруз с начала года по сравнению с прошлым годом достигает полутора миллиона вагонов, из них топлива около 170 тыс. вагонов. Общая погрузка в июле, августе и сентябре ниже уровня погрузки января и февраля, когда свирепствовали морозы и метели. Наличие замедленных и задержанных груженых вагонов в пути превышает 21 тыс. Хотя общее наличие вагонов на сети и могло бы обеспечить все перевозки, но ввиду изъятия значительного количества вагонов из работы вследствие значительного простоя вагонов под выгрузкой в ожидании ремонта, неуспешной маневровой работы, задержек в отправлении сформированных поездов из-за невыпуска паровозов имеющееся рабочее наличие подвижного состава недостаточно в некоторых районах для выполнения погрузок таких грузов, как продовольствия для армии и населения и топлива для нужд железных дорог и заводов, работающих на оборону. Главным образом затруднения испытываются в Московском узле и прилегающих к нему участках. Так, на Московско-Курской и Московско-Казанской дорогах наличие неотправленных вагонов достигает в совокупности до 4 тыс. вагонов и, кроме того, брошено на промежуточных станциях без паровозов более 40 груженых составов. Московско-Курская дорога, при исчисленной работе, по наличию технических средств в 20 пар товарных поездов пропускает лишь около 12 пар, и норма приема в Московском узле от соседних дорог ограничена 300 вагонами вместо 1500 вагонов. По Курску от Южных — 250 вагонами вместо 1500. [На] Московско-Казанской прием по Рязани в сторону Москвы ограничен всего 150 вагонами. [На] Московско-Киево-Воронежской прием по всем пунктам уменьшен в три раза против нормы. Такое положение в дальнейшем грозит полным прекращением работы важнейших дорог, снабжающих страну необходимейшими для ее жизни грузами[1]. Во избежание ясных для всех гибельных от сего последствий для родины и революции призываю служащих напрячь все силы к очистке узлов от излишних, забивающих их вагонов, к восстановлению правильного движения на дорогах и использованию всех имеющихся в распоряжении дорог технических средств.
Министр путей сообщения Ливеровский.
[1] В те же дни, выступая с докладом о состоянии железнодорожного транспорта в Совете частных железных дорог, инж. С. В. Тюменев говорил: «Вот та агония дорожного транспорта, что уже настала; еще немного и железные дороги — этот нерв жизни страны — станут. Последствия, если бы это случилось, для государства, торговли и промышленности ясны каждому. Министр путей сообщения циркулярной депешей от 13 октября по всей сети признает положение транспорта критическим. Но едва ли самому ведомству при той степени, какой ныне достиг уже развал железнодорожного дела, под силу единолично справиться с разразившейся на железных дорогах катастрофой» (ЦГИАЛ, ф. 32, оп. 1, д. 661, л. 6 об.).