Докладная записка генерального секретаря ЦК КП(б)У С.В. Косиора Секретарю ЦК ВКП(б) Л.М. Кагановичу о темпах хлебосдачи на Украине. 14 октября 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.10.14
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 181-184
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 89. Л. 77—85. Подлинник.

№ 125

Ваша последняя директива1* совершенно правильно ставит вопрос о том, что темпы хлебосдачи на Украине вызывают тревогу за дальнейшее выполнение плана.

Основная причина такого положения заключается в том, что мы, добившись в августе очень высоких темпов хлебосдачи, не сумели удержать соответствующих темпов в сентябре. Это произошло в результате того, что большинство местных работников под влиянием хорошего урожая и высоких темпов хлебосдачи, достигнутых в августе, успокоились в расчете на то, что сентябрьский план, вдвое меньший против августовских заготовок, само собою будет выполнен.

Августовские высокие темпы хлебосдачи шли преимущественно за счет наиболее передовых районов и колхозов. В сентябре мес. значительная часть хороших колхозов свой план выполнила, а в дальнейшем хлебосдача повисла на отстающих колхозах. В самом начале сколько-нибудь серьезных организационных мер для подтягивания отсталых районов и колхозов принято не было. В результате всего этого в настоящее время налицо несомненная угроза, что именно наиболее отсталые, наименее обеспеченные хлебом колхозы могут нас серьезно подвести.

Районные работники и политотделы под влиянием большого урожая как раз не учли опасности, идущей со стороны колхозов отсталых, с низким урожаем и с плохой постановкой хозяйства. Именно в этих отсталых с низким урожаем колхозах, с которых мы все-таки должны получить большое количество хлеба, в настоящее время выявляются прошлогодние настроения саботажа, явления утайки хлеба и стремление всякими мерами затянуть хлебосдачу в надежде на то, что государство даст дополнительные льготы, уменьшит план хлебосдачи, даст семена и т.п.

Надо сказать, что в районах и МТС этих настроений не только не учли и не дали им должного отпора, но многие местные работники, даже секретари районных партийных комитетов и начальники политотделов МТС, проявляют примиренческое отношение к этим настроениям. Приходится иногда слышать от таких руководящих работников настойчивые требования помощи отстающим колхозам со ссылками на низкий урожай, на недосев, плохую обработку и т.п. Прямо требуют оказания помощи в таких размерах, чтобы обеспечить не только семена на осенний сев, но и семена на весну, а также обеспечить определенный минимум выдачи хлеба натурой на трудодни.

Иногда даже можно слышать разговоры о том, что если не дать серьезных льгот колхозам, которые плохо хозяйничают, не обеспечить им необходимый минимум выдачи хлеба по трудодням, то этим самым нарушается лозунг партии «сделать всех колхозников зажиточными». Выходит, что колхозники должны сделаться зажиточными не в результате улучшения своего хозяйства, поднятия дисциплины и производительности труда, а за счет уменьшения тех обязанностей, которые колхоз по закону несет перед государством. Никакой серьезной борьбы и политического отпора всем этим настроениям до сих пор не было организовано. Все это вместе взятое говорит об очень серьезной опасности провала плана хлебосдачи по этой довольно многочисленной категории отсталых колхозов.

Наряду с настроениями требовать от государства бесконечных льгот отсталым колхозам, имеются также факты другого порядка, когда представленные льготы и отсрочки использованы быть не могут вследствие того, что районы и МТС в ряде чрезвычайно тяжелых колхозов настолько форсировали хлебосдачу, что ухитрились вывезти все основное наличие хлеба, льготы (отсрочка части плана, замена одних культур другими) были получены уже после вывозки этого хлеба. Такие колхозы оказались перед фактом отсутствия в достаточном количестве семян на озимый сев.

Особенно остро в настоящее время стоит вопрос о натуроплате. Следует отметить, что в некоторых областях, как например, Киев, Чернигов, к натуроплате отнеслись политически неправильно. С самого начала кампании допустили огромное отставание поступления по натуроплате в сравнении с хлебопоставкой. Например, Киевская обл. в августе мес. выполнила 270 % плана хлебопоставки и 97 % натуроплаты, в сентябре соответственно 53 и 31 %. В районах Киевской обл. и в настоящее время еще не прекращены разговоры о том, можно ли выполнить весь план натуроплаты или он является чрезмерно тяжелым и нужно просить об его уменьшении.

Очень многие местные работники ждут серьезного уменьшения и дополнительных льгот колхозам по линии натуроплаты, особенно в связи с целым рядом ненормальных положений и фактов, о которых мы уже писали в предыдущем письме2*. Такая затяжка в выполнении натуроплаты тем более опасна, что она создает не только у колхозов, но и у местных работников впечатление, что план натуроплаты не является столь же обязательным, как зернопоставка. Сейчас нам приходится серьезно подтягивать поступление по натуроплате в отстающих областях.

Сильно осложнилось дело с натуроплатой в связи с большой затяжкой получения окончательной оценки урожайности. Исходя из спущенного областью каждой МТС плана натуроплаты и оценки урожайности, для каждого колхоза установлен план по натуроплате на основании, конечно, произведенной МТС работы.

Сейчас в большом количестве колхозов, выполнивших свой годовой план хлебопоставки и установленный для них план натуроплаты, приступили к окончательному распределению натурчасти. Значительная часть колхозов уже распределила свою натурчасть. Мы считаем, что в этих колхозах никаких дальнейших пересчетов по натуроплате производить уже нельзя. Так как дело с натуроплатой особенно сложное и запутанное, вызывающее наибольшее количество недоразумений и споров с колхозами, мы предлагаем предоставить нам право самим регулировать этот вопрос, исходя из безусловного выполнения установленного для Украины и для каждой МТС плана натуроплаты в 61 млн пуд.120

Что касается единоличника, то здесь также положение неудовлетворительное. Если в ряде районов и сельсоветов как хлебосдача, так и сев проводятся единоличниками неплохо, то в других местах единоличник чрезмерно отстает. Опять-таки и здесь причиной зачастую является отсутствие элементарного внимания делу организации сева и хлебосдачи единоличным сектором, а также отсутствие достаточно энергичных мер против элементов, проводящих саботажническую политику.

Вообще нужно сказать, что в этом году до настоящего времени репрессивные меры по отношению к тем, кто не сдает хлеб, почти не проводились. Повсеместно приходится отмечать нерешительность в применении репрессий как по отношению к колхозам, так и в значительной степени к единоличникам. Чрезвычайно распространено убеждение в том, что репрессивные меры в этом году, при обилии хлеба, излишни и что основной причиной затяжки хлебосдачи является невозможность быстро обмолотить или убрать хлеб.

Такие благодушные настроения напоминают прошлогодние факты, имевшие место на Одесщине и Зиновьевском и Больше-Александровском районах, где руководящие районные работники утешали себя наличием большого количество хлеба в скирдах, по их подсчетам, с излишком обеспечивающим план хлебосдачи, а потом на деле оказалось, что этот хлеб отсутствует.

В настоящее время мы решили провести репрессии со всей строгостью как по отношению к колхозам с саботажническими настроениями, так и в особенности по отношению к единоличникам.

Встречаются и некоторые затруднения в применении репрессий. Основная репрессия, о которой говорится в законе, — досрочное взыскание всего годового плана хлебосдачи — натыкается в ряде случаев на такое препятствие: если проводить досрочное взыскание, значит, нужно как-то по-другому организовать обмолот в этом колхозе, особенно там, где хлеба много. В ряде случаев получается так, как будто вместо репрессий МТС оказывает помощь колхозу. Мы стали на путь принудительной организации труда в таких колхозах вокруг молотьбы, возки и т.д., на путь решительного прекращения в этих колхозах выдачи натуравансов. Как и в прошлом году, применение, например, такой репрессии, как штрафы, сопровождается, благодаря безрукости наших местных работников, дискредитацией этой меры — забывают штрафы взыскивать и ограничиваются только угрозой.

Одной из серьезных причин значительного уменьшения темпов хлебосдачи является неудовлетворительный разворот сева озимых и затяжка сроков сева121. Посевная кампания в этом году хотя и идет несколько лучше прошлого года, однако все же чрезмерно затягивается. Северные области — Харьков, Киев, Винница, Чернигов должны были уже к первому пятому3* полностью закончить сев, а Одесская и Днепропетровская обл. должны были сев закончить к 10 октября, однако сроки эти оказались сорваны. По существующим темпам Харьков и Винница, очевидно, сев в основном закончат не раньше 15—20 октября, а Одесса и Днепропетровск примерно к 1 ноября. Все это создает добавочные трудности, т.к. и сев, и молотьба, и вывоз хлеба прежде всего упираются в недостаток тягла. В ряде областей Украины (Харьков, Киев, Винница, северные районы Одессы) добавилась еще копка и возка свеклы, которая также отвлекает большое количество рабочей и тягловой силы.

Октябрь мес., таким образом, благодаря упущениям в сентябре делается месяцем самой напряженной работы, когда одновременно нужно окончательно решать несколько важнейших задач — сев, хлебосдача, уборка и возка свеклы.

Несмотря на принимаемые нами меры, значительное большинство районов и МТС все-таки сбивается на очередность проводимых работ: или только сеют, бросая совершенно хлебосдачу и молотьбу, или же, если нажмут на хлебосдачу, то очень слабо ведут сев. К этому необходимо добавить чрезвычайно плохую организацию расстановки и использования тягла, а также живой рабочей силы. Как правило, почти нигде установленное планом количество живого тягла и рабочей силы не выдерживается. Значительная часть живого тягла занята посторонними работами, а МТС и райкомы не могут добиться твердого проведения в жизнь своих планов.

Серьезным фактом является также чрезвычайно низкая производительность труда на молотилках, в полевых бригадах, а также и на тракторах. К этому необходимо добавить огромные простои тракторов. В настоящее время из тракторного парка в 40 тыс. тракторов работает процентов 60—70, а остальные частью должны идти в капитальный ремонт, а частью не используются из-за мелких поломок, отсутствия некоторых запасных частей, баббита и т.п. В своей телеграмме мы уже сообщали о том, что больше полутора тысяч тракторов длительно стоят из-за отсутствия баббита. Эта цифра в настоящее время еще более выросла. Так как баббита сейчас ни у нас, ни в областях совершенно нет, то количество этих тракторов с каждым днем увеличивается, что неизбежно затрудняет всю остальную работу — молотьбу, сев, копку свеклы и уборку пропашных. Если бы в нашем распоряжении было сейчас 8—10 т баббита, а также ряд запасных частей, которых достать почти невозможно, наши тягловые ресурсы значительно бы выросли и темпы сева увеличились. Нужно отметить, что реорганизация снабжения запасными частями на сегодняшний день пока что ухудшила дело.

Ко всему этому необходимо добавить, что за последние 5—7 дней у нас в ряде областей (Одесса, Днепропетровск, Харьков) имели место массовые простои тракторов из-за перебоев с керосином. Плохо работала Трудовая, задержались пароходы для Одессы, запасов керосина не было, чему отчасти виною и значительный перерасход горючего, а в особенности автола.

Для того, чтобы к 1 ноября закончить план хлебосдачи, мы должны ликвидировать настроения ожидания дальнейших скидок и льгот, должны покончить с разговорами о тяжести и неправильности плана натуроплаты. Необходимо быстро решить вопрос о предоставлении нам последней скидки в 4 млн, о которой мы просили ЦК4*. Это должно положить конец всем дальнейшим разговорам и ходатайствам о помощи тяжелым колхозам.

После этой последней отсрочки у нас уже будет окончательный план, который без разговоров должен быть выполнен к определенному сроку. Первая пятидневка октября была приличная, но в дальнейшем темпы хлебосдачи снижаются. Сейчас мы принимаем все меры к тому, чтобы держать места под необходимым напряжением путем соответствующего давления на областные комитеты партии и районные, МТС, путем выезда членов ЦК и ПБ. Поднимаем большую политическую кампанию в прессе.122

С. Косиор

1* См. док. № 113.

2* См. док. № 93.

3* Так в тексте.

4* См. док. № 117.

120 25 октября 1933 г. ПБ сохранило для Украины план натуроплаты в 61 млн пудов как минимальный. В его решении подчеркивалось, что изменение закона о расчетах МТС с колхозами за произведенные работы, исходя из урожайности, привело бы к дискредитации этого закона. Партийному руководству Украины сообщалось о преждевременности постановки вопроса о размерах поступления натуроплаты, поскольку республика еще не выполнила установленный ей «минимальный план натуроплаты в 61 млн пудов» (АП РФ. Ф. 3. Oп. 40. Д. 89. Л. 115).

16 октября 1933 г. заместитель председателя Комитета заготовок Клейнер в записке Кагановичу и Молотову высказал свое мнение еще на одно письмо Косиора и Постышева. Исходя из тяжелого положения колхозов Старобельщины, он посчитал нецелесообразным уменьшение фонда скидок для Донбасса. Для облегчения положения в Харьковской и Одесской областях он предложил предоставить Украине вдобавок к ранее установленному фонду скидок дополнительную скидку в размере 200 тыс. пудов. 19 октября 1933 г. ПБ утвердило предложение Клейнера (Там же. Л. 98).

121 О ситуации на Украине осенью 1933 г. дают представления информационные сводки ОГПУ ССР № 12966, 113863, 117737 и др. (ЦА ФСБ России. Ф. 2. Oп. 11. Д. 1049. Л. 215—218; Д. 1050. Л. 2—3, 7—9). Они свидетельствуют, что, несмотря на снижение темпов хлебосдачи, уборочная и хлебозаготовительная кампании проходили успешнее, чем в 1932 г. Например, на 25 октября 1933 г. колхозами Украины было убрано 99 % посевных площадей, единоличниками — 96,5 %, совхозами — 98,8 %, план хлебосдачи выполнен на 33,5 %. План осеннего сева был выполнен на 94,7 %. Отставание наблюдалось только по единоличному сектору и совхозам.

122 23 октября 1933 г. ПБ отклонило просьбу секретаря ЦК КП(б)У Постышева о скидках совхозам Укрсортсеменоводтреста, поскольку в этом случае могло произойти «ослабление и так низкого темпа сдачи зерна совхозами» (АП РФ. Ф. 3. Oп. 40. Д. 89. Л. 114).