№ 205. Постановление Народного Комиссариата Юстиции. О прекращении деятельности б. Консисторий — ныне переименованных в Епархиальные Советы, Генеральных Консисторий и т. п., действующих вопреки декрету «Об отделении церкви от государства». (Циркуляр).

Реквизиты
Датировка: 
1920.05.27
Источник: 
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943, стр. 300-301.
Архив: 
Распубликовано в № 113 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 27 мая 1920 года.

Статья № 205.

Постановление Народного Комиссариата Юстиции.

О прекращении деятельности б. Консисторий — ныне переименованных в Епархиальные Советы, Генеральных Консисторий и т. п., действующих вопреки декрету «Об отделении церкви от государства». (Циркуляр).

Из многих местностей Республики как от советских учреждений, так и от отдельных граждан поступают сведения и жалобы на то, что старые царские законы, в виде слегка измененного бывшего устава Духовных Консисторий, навязываются сими последними к обязательному исполнению гражданам, принадлежащим к православной религии, под страхом различных кар и угроз. Законы эти появились в виде определений т. н. Священного Собора, Синода и Высшего Церковного Совета Российской церкви.

Определения эти (напр., от 4 марта 1918 г.) объявляют поруганием религии акт прекращения гражданами своего брачного союза, произведенного хотя бы по обоюдному согласию супругов и санкционированного государственною властью по законам Республики. Граждане, принадлежащие к православной религии по рождению и предыдущему воспитанию, прекратившие по новому закону брачный договор, совершенный ранее революции по старым царским, когда-то обязательным для русских подданных, законам, объявляются преступниками, именуются позорным названием прелюбодеев (ст. 2 определения Собора от 4 марта 1918 г.), подвергаются церковному проклятию, т. е. моральному насилию, на том лишь основании, что в области брачного права они не сочли возможным соблюсти требования старых царских законов, поручивших церковникам, как агентам старой власти, ведение следствия и судоговорения по обвинению одних граждан другими в прелюбодеянии, неспособности к сожительству и по т. н. кляузным поводам чисто уголовного или гражданского характера, ничего общего с религиозными таинствами и обрядами не имеющим.

Таким образом старые Консистории под именем Епархиальных Советов во главе с Синодом использовывают свой традиционный авторитет в глазах многих граждан, не изживших еще своих предрассудков и области религиозного мировоззрения, и заставляют их под страхом вышеупомянутого опорочения личности и церковных кар и угроз вести в сущности нерелигиозный гражданский процесс по правилам старого царского формального судопроизводства, противоречащим законам Советской Республики и самым простым понятием современной нравственности. В этом судебном процессе, как видно из «Врем. Правил делопроизводства о расторжении брачного союза, освященного церковью», принятых Синодом 26 февраля 1919 г., установлены обязательные таксы, марки и иные поборы в пользу церковной иерархии, допущены старые ходатаи по бракоразводным делам, свидетели (в том числе дети с 7‑ми‑летнего возраста), медицинские освидетельствования, словом весь аппарат старого бракоразводного унизительного процесса, возбуждающего к себе отрицательное отношение даже среди самих представителей иерархии, и уничтожение коего в смысле приспособления церковного благословения браков в той или иной форме к действующему гражданскому браку нисколько не противоречит никаким «канонам» и всегда происходило и происходит фактически. Сами постановления Собора от 2 апреля и 2 сентября 1918 г. вводят совершенно новые многочисленные поводы развода, не бывшие ранее в числе «канонических», как например, сифилис, отпадение от православия, проказа, противоестественные пороки, душевная болезнь, снохачество, сводничество, проституирование супругов, злонамеренное оставление супруга и т. п.

Такой обход советских законов, единственно призванных регулировать гражданские отношения граждан Республики, и упорная претензия церковной иерархии сохранить за собой фактически право самостоятельного установления в духе царских законов норм; семейственного права и их судебного отрицания или притязания, при наличии до сих пор тесной связи между хозяйственными, экономическими интересами отдельных мелких хозяйств и формами брачного договора, причиняет бесцельные страдания отдельным гражданам и вносит дезорганизацию в жизненные отношения их, поскольку граждане эти не в состоянии были порвать с религиею вообще.

В видах прекращения этой незаконной и дезорганизаторской деятельности церковников Народный Комиссариат Юстиции предлагает всем местным Губернским Исполнительным Комитетам прекращать деятельность бывших Консисторий, ныне переименованных в Епархиальные Советы, Генеральных Консисторий и т. п., как бы они ни назывались и к какому бы культу они ни принадлежали, всюду, где эти последние фактически ее осуществляют, опираясь на слегка измененные старые царские законы, вопреки декрету об отделении церкви от государства, декретам о суде, Кодексу Законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и иным законам Советской Республики, и где эти, воспрещенные ст. 12‑й декрета «Об отделении церкви от государства», религиозные организации присваивают себе — в качестве юридических лиц — судебные, розыскные, карательные, налоговые, финансовые, хозяйственно-административные функции, равно и привлекать лиц, виновных в дальнейшем осуществлении этих старых, уничтоженных революцией, законов к судебной ответственности.

Подписал:

Народный Комиссар Юстиции Курский.

Распубликовано в № 113 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 27 мая 1920 года.