III. Водные силы как источник энергии
III. Водные силы как источник энергии
Запасы наших водных сил еще менее разведаны, чем запасы топлива. Водно-энергетические ресурсы СССР, исчисляя их по теоретической мощности, обеспеченной в течение б месяцев среднего по стоку года, оцениваются кругло в 65 млн. лош. сил, из коих ⅔ находятся в Азиатской части Союза и ⅓ в Европейской. Союз ССР по мощности источников водных сил занимает первое место после САСШ (в которых эта мощность приблизительно вдвое больше нашей). Меньшая часть наших водноэнергетических ресурсов сосредоточена на горных реках со значительным падением, большая же часть распределена по обширной сети равнинных рек. Около 40 млн. лош. сил составляют сосредоточенные мощности не менее 10 тыс. лош. сил, в сочетании с возможностями использования их без особых технических затруднений.
До революции было использовано гидравлическими установками по приблизительным подсчетам около 900 тыс. лош. сил почти исключительно для получения механической энергии.
Производившиеся обследования водных сил не носили систематического характера и должны быть рассматриваемы, как приблизительные.
По опубликованным Всесоюзной Академией наук данным распределение мощностей наших рек по районам следующее:
Наличные запасы водной энергии рек СССР по районам
|
Примечание к таблице:
¹ Включая Волховскую гидроэлектрическую станцию.
Следует иметь в виду, что понятие мощности реки — «запас водной энергии» — заключает в себе ряд условностей. От одной и той же реки можно получить различные мощности в зависимости от ее режима, от времени года, от способов регулирования стока. Оперирование с понятиями средних величин запасов водной энергии для целого района приводит к весьма условным, приблизительным числовым характеристикам. Более точные результаты получаются только при индивидуальной оценке мощности каждой отдельной реки с определенными заданиями использования ее.
Такая оценка требует большой предварительной работы по систематическому обследованию наших водно-энергетических ресурсов, которое, вероятно, даст в результате величины этих ресурсов, значительно большие, чем указанные в таблице и, может быть, сравняет их с величиной запасов водной энергии в САСШ, занимающих, по количеству этих запасов, как выше указано, первое место в ряду индустриальных стран. Приведем для примера новые подсчеты водно-энергетических ресурсов в Уральской области, для которой в таблице дана величина в 500 тыс. лош. сил. В основу этих подсчетов положено задание, с одной стороны, определить, так сказать, бронированные запасы и установить средне-низкую промышленную мощность рек, средний промышленный минимум запасов водной энергии, обеспеченный в среднем (за многолетие) на время около 350 дней в году, с другой стороны — дать верхний предел, возможный к использованию мощности рек, условно измеряемый средней величиной расхода энергии, обеспеченной в среднем в течение трех лучших месяцев в году.
На основании таких подсчетов, средний промышленный минимум суммарной мощности рек Уральской области, не считая бассейна р. Камы, достигает 220 тыс. лош. сил, а трехмесячная мощность — 735 тыс. лош. сил. С реками бассейна Камы эти величины составляют соответственно 875 тыс. лош. сил и 2.875 тыс. лош. сил.
Топливная энергетика Урала находится в диспропорции с его производительными силами, тормозя развитие широкого использования их. Выявление реальных водно-энергетических ресурсов Урала составляет важную задачу ближайших лет. Оно должно положить начало созданию местных гидроэлектрических станций. В первую очередь намечается устройство такой станции мощностью в 50 тыс. лош. сил на р. Чусовой, выше Чусовского завода, в районе притока Ваткур, где постройкой плотины может быть создан напор до 55 м. На той же реке возможно создание напоров около 35 м и устройство гидроэлектрических станций еще в двух местах: выше Кына мощностью около 20 тыс. лош. сил и около Сулема около 15 тыс. лош. сил. На рр. Колве, Урале, Уфе возможно устройство гидростанций на мощности порядка 15‑20 тыс. лош. сил.
В последнее десятилетие началось широкое использование водных сил для получения электрической энергии. По плану Гоэлро намечалось устройство 10 гидроэлектрических станций общей мощностью в 720 тыс. лош. сил. Закончено устройством и уже пущено в работу пять крупных гидростанций: Волховская, Земо-Авчальская, Эри-ванская, Ленинаканская, Кондопожская, общей действующей мощностью в 110 тыс. лош. сил. Заканчивается в текущем году постройка нескольких мелких станций на общую мощность около 20 тыс. лош. сил. Находится в постройке шесть крупных гидроэлектрических станций: Днепровская, Свирская, Рионская, Гизель-Донская и Дзорагетская, на общую мощность свыше 700 тыс. лош. сил, которые все будут закончены в течение данного пятилетия. Таким образом, к концу пятилетия мы будем располагать гидроэлектрическими установками суммарной мощностью более 800 тыс. лош. сил. Вся эта мощность сосредоточена в трех районах: Северо-Западный, Нижний Днепр и Закавказье. Разработаны проекты новых 15 гидроэлектрических установок на суммарную мощность около 800 тыс. лош. сил. К осуществлению части их будет приступлено в ближайшие годы. Очередная задача пятилетнего плана — составление кадастра наших водных сил, организация систематического обследования водноэлектрических ресурсов в первую очередь в районах, богатых промышленным сырьем, организации планомерных гидрометрических наблюдений на реках Союза. Все эти работы необходимы для составления плана использования водных сил в последующем пятилетии. Возможно полное использование водных сил особенно важно в районах, удаленных от наших основных топливных баз: Донбасса и Кузбасса. Сюда относятся Северо-Западный район (Нева, Свирь), Север (Выг, Кемь, Ковда), Урал (Чусовая, Камо-Печорский водный путь), Северный Кавказ (Баксан, Белая, Самур, Сулак), Средняя Азия (Чирчик). Эта энергетическая задача ближайшего десятилетия, частично разрешается приступом к работам по постройке новых гидростанций уже в текущем пятилетии (Баксан, Сулак, Чирчик).