I. Энергетика и индустриализация

I. Энергетика и индустриализация

Понятие энергетики в народном хозяйстве в целом охватывает все виды энергии, включая живой человеческий труд и работу животных. В узком понимании, для оценки степени энерговооружения живого труда, энергетика в производстве иногда трактуется, как чисто технический фактор — энергия механическая, включая и электромоторы двигателей, обслуживающих производство, и тепловая энергия, расходуемая на технологические процессы. В расширенном понимании к области энергетики в сельском хозяйстве должны быть отнесены также химическая энергия удобрений почвы и энергия солнца, усваиваемая растениями сельскохозяйственной культуры. Но во всех случаях решающее значение в темпах индустриализации играют живой труд и его энерговооруженность.

Индустриализация народного хозяйства может успешно развиваться только на широкой энергетической базе, при рациональном использовании всех энергетических ресурсов в таком сочетании их, которое в общем итоге дает наиболее экономный энергетический баланс. Коэффициенты энергификации и в частности электрификации являются показателями возможных темпов роста индустриализации, необходимой для построения социалистического хозяйства в СССР.

Проявленная капиталистическими странами (Англией) после войны инициатива учета энергетических ресурсов всех стран мира путем периодических всемирных энергетических конференций, первая из которых состоялась в 1924 г. в Лондоне, свидетельствует о том большом внимании, которое уделяется капиталистическим миром вопросам энергетики и той тревоге, которая охватывает этот мир по мере того, как развитие индустрии и беспланового энергоиспользования истощают топливные ресурсы передовых капиталистических стран. СССР, опираясь на обобществление обширных энергетических ресурсов, использование которых находится в зачаточном состоянии, но строится уже на рациональных началах плановой электрификации, имеет благодаря этому благоприятные предпосылки для широкой индустриализации народного хозяйства.

Большое внимание в мировой энергетике уделяется вопросам использования водных сил. Организована специальная водная секция международных энергетических конференций, собирающаяся в первый раз в мае 1929 г. в Барселоне. Выделена особая Международная комиссия больших плотин, которая имеет целью изучение мирового опыта сооружения больших плотин, как основного технического фактора использования водных сил. Английский журнал “World Power”, обозревая итоги первой энергетической конференции, говорит: «В центральной и, особенно, в восточной Европе ждут эксплуатации огромные энергетические зоны и там находится новое поле для эмиграции из перенаселенных промышленных стран». Член английского парламента Хорн (R. Horn), председательствовавший в экономической секции этой конференции, заявил, что хотя Англия имеет большие запасы угля, но они очень нерационально используются. «Если бы добываемый уголь по технически разумному плану, говорит Хорн, превращался в электрическую энергию, то можно было бы извлечь из него в три раза больше энергии, чем получается из него при нынешних условиях».

Другой английский автор в докладе на тему «Экономика мировой энергетики» заявил на конференции: «Социальные усовершенствования будут достигаться увеличением использования электричества. Статистические данные показывают, что проблема охранения энергетических ресурсов тесно связана с электрификацией. Природные богатства нации могут быть экономично использованы только при широком применении электрической энергии».

Американский журнал “Electrical World” оценивает значение первой энергетической конференции в таких выражениях: «Нет сомнений в том, что в будущем сильным, если не решающим, фактором самостоятельности и мощи стран явятся их энергетические ресурсы».

В этих заявлениях представителей капиталистического мира в понятие «энергетических ресурсов», «энергии природных сил» не включается живой труд. И энергетика трактуется как технический фактор эксплуатации труда для получения и увеличения прибылей. В этом — коренное различие в энергетической концепции капиталистических стран и страны Советов и тем самым в экономических и политических перспективах капиталистической и социалистической — реконструкции. Там реконструкция зиждется на электрификации, которая является одним из этапов в достижениях техники капиталистической индустриализации; у нас электрификация — постепенный «перевод всего хозяйства страны, в том числе и земледелия, на новую-техническую базу современного крупного обобществленного производства, связанного прямо или косвенно с электрификацией».

При оценке проектируемых нами темпов индустриализации представляет интерес приведенное выше заявление английского политического деятеля о том, что «если бы добываемый в Англии уголь превращался по технически-разумному плану в электрическую энергию, то из него можно было бы извлечь в три раза больше энергии, чем получается из него при нынешних условиях», т. е. можно было бы повысить втрое энерговооружение труда английских рабочих.

Уже в 1920 г. в работах Гоэлро мы заложили основы такого именно плана использования энергетических ресурсов. Наш теперешний план энергетической реконструкции есть экономически и технически разумный план максимально возможной в пятилетие электрификации народного хозяйства. В нашем плановом хозяйстве мы владеем такими возможностями социалистической рационализации энергоиспользования, каких не знает капиталистический мир. Эта рационализация ведет к ускорению темпов энерговооружения и, следовательно, темпов индустриализации. Но этим мы не ограничиваемся. Мы сочетаем энергетическую реконструкцию с реконструкцией технологических процессов таким образом, чтобы с минимумом отбросов и потерь получать максимум полезной продукции и создаем такое сочетание производственных единиц, которым обеспечивается наиболее экономный их общий энергетический баланс. В этом ключ к реализации нашей основной установки: «догнать и перегнать».

Полезная работа сил природы, людей и животных и ее отношение к возможной физической работе трудоспособных в 1926 г. выражались у нас и в главнейших капиталистических странах такими величинами в квтч (считая условно, что каждый трудоспособный работает в течение 2.000 часов в год с мощностью в ⅟₂₀ лошадиной силы):

Показатели
СССР
САСШ
Герма­ния
Англия
Фран­ция
1. Число трудоспособных в возрасте от 18 до 45 лет (в млн. душ)
45
39
22
18
16
2. Возможная их работа в год в млрд. квтч
2,95
2,5
1,4
1,5
1,05
3. Работа рабочих животных в год млрд. квтч
16,1
15,9
2,9
1,1
2,5
4. Полезная энергия топлива в год в млрд. квтч
40,0
536,0
145,0
102,0
53,0
5. Полезная энергия водных сил в млрд. квтч
1,9
21,7
2,0
0,5
3,7
6. Общая работа животных, топлива и водной силы в млрд. квтч.
58,0
573,6
149,9
103,6
59,2
7. Отношение работы животных, топлива и воды к возможной работе трудоспособных
19,7
229
107
69
56

При всей условности приведенных цифр они дают правильное освещение значения энергетики в хозяйствах индустриальных стран.

Степень энерговооруженности труда в различных странах характеризуется энергетическими показателями — числом механических работников, помогающих одному живому работнику. В САСШ оно было в 11 раз больше, чем в Союзе ССР.

Национальное имущество и народный доход находятся в зависимости от этого показателя, близкой к прямой пропорциональности, что усматривается из нижеследующей таблицы, в которой энергетический показатель, национальное имущество и народный доход на 1 жителя в СССР приняты за единицу:

Показатели
СССР
САСШ
Герма­ния
Англия
Фран­ция
Энергетический показатель
1
11,2
5,2
4,4
2,7
Национальное имущество
1
12,1
6,6
8,9
6,6
Народный доход
1
8,9
3,2
5,2
3,9