Спецсообщение НКВД УССР Г.А.Молчанову о противодействии хлебозакупкам в отдельных районах Донецкой обл. по данным на 7 октября 1936 г. 11 октября 1936 г.
№ 363
№ 23012 Совершенно секретно.
В некоторых районах Донецкой обл. отмечены попытки классового врага сорвать выполнение намеченных планов продажи колхозами излишков хлеба государству.
Под влиянием контрреволюционных элементов созываемые по вопросам хлебозакупок общие собрания сопровождались резкими выступлениями отдельных колхозников против продажи хлеба, в результате чего планы продажи хлеба в отдельных колхозах приняты не были.
Против хлебозакупок настроены председатели и члены правлений ряда колхозов, которые под всякими предлогами уклоняются от продажи хлеба, укрывают имеющиеся излишки из колхозов.
В Сватовском районе председатели колхозов им. Молотова, Яковлева и «Новое село» отказались продать хлеб государству, ссылаясь, якобы, на отсутствие излишков. Председатель колхоза «Новое село», член партии Ревуцкий, сагитировал колхозный актив голосовать на собрании против продажи хлеба.
Постышевский район. В колхозе «Коминтерн» Ладыженского сельсовета на заседании правления 15 сентября, где рассматривался вопрос о продаже хлеба государству, выступила член правления колхоза Морозова с таким заявлением: «Хлеб продавать не будем и голосовать за продажу зерна государству также не будем. Настроим колхозную массу против продажи хлеба, сорвем и провалим решение партии и правительства по этому вопросу».
С таким же заявлением Морозова выступила 17 сентября на собрании колхозного актива.
В этом же колхозе 17 сентября проводилось закрытое партсобрание, где стоял вопрос о хлебозакупках. Выступивший на партсобрании Киселев от своего имени и имени жены (оба члены партии) заявил: «Мы, коммунисты, боимся выступать на общем колхозном собрании за продажу хлеба. Против коммунистов все колхозники, все они против продажи зерна государству. Мы год работали, а теперь, когда стали распределять хлеб, то из района приезжают представители власти и запугивают нас — коммунистов. Видно придется отдать хлеб. Надо раздать всем колхозникам по 8 кг хлеба, а остальной продавать».
После этого Киселев и его жена демонстративно бросили партбилеты на стол президиума и ушли с собрания.
Спустя некоторое время Киселева, собрав группу женщин-колхозниц, вела среди такую агитацию: «Нам, коммунистам, голосовать против продажи хлеба нельзя. Голосуйте вы и требуйте раздачи хлеба между колхозниками».
На другой день, 18 сентября было созвано общее собрание колхозников, на которое явилось 160 чел. На собрании Морозова стала призывать колхозников не продавать хлеба государству и требовать выдачи колхозникам по 8 кг на трудодень.
Необходимо отметить, что председатель колхоза Корниенко своим поведением способствует нарастанию недовольств среди колхозников. Он неоднократно допускал нарушения устава с/х артели, брал с колхозников высокие цены за пользование колхозными лошадьми для личных поездок и т.п.
Киселевы и Морозова арестованы. Проводится расследование. О председателе колхоза Корниенко материалы сообщены РПК.
В колхозе «Красная Армия» Краснянского сельсовета на общем собрании, где рассматривался вопрос о продаже хлеба государству, председатель колхоза Просоленко, член партии, стал категорически возражать против продажи хлеба, заявив, что в колхозе хлеба нет. Как установлено, Просоленко ввел в заблуждение колхозников, скрыв наличие хлеба.
На этом же собрании после Просоленко выступил колхозник Деркач и заявил: «Колхозники голодные, а вы хотите совсем заморить их голодом. Довольно голодать, не нужно продавать хлеб. Дураки будут те, которые согласятся на это. Бросайте собрание и идемте домой. Пусть продает хлеб само правление».
Деркач арестован. Просоленко разоблачен как двурушник, исключен из партии и предается суду.
Красно-Лиманский район. В колхозе «Третий решающий» Яровского сельсовета на общем собрании открыто выступили против продажи хлеба государству колхозники: Гринько — ранее был осужден к 3 годам лишения свободы за контрреволюционную деятельность, Негодуйко — бывший белый и Нежиденко — кулак.
Негодуйко на собрании, обращаясь к колхозникам, заявил: «Расстреляли 16 чел. троцкистов, а у нас в районе сидят фашисты. Приезжающие уполномоченные по закупке хлеба — это представители гестапо. Они забирают у нас весь хлеб, оставляя нас голодными».
Его поддержал Нежиденко, выступивший с таким заявлением: «Колхозники, не продавайте хлеб, не сдавайтесь. Они хотят оставить нас на голодную смерть. Бросайте собрание».
В результате продажа зерна государству была сорвана. Приняты меры к аресту Гринько, Нежиденко и Негодуйко и предании их суду.
Мостовский район. В колхозе «Укр[аинская] Канада» Мостовского сельсовета на собрании выступил против продажи хлеба государству председатель колхоза Набока, член партии, заявив: «Колхоз предложенные ему продать государству 800 ц зерна ни в коем случае не сможет. Если я продам этот хлеб, то меня колхозники разнесут. Если же меня будут принуждать к продаже зерна, то пусть снимают с работы». Материалы на Набоку направлены в РПК.
Волновахский район, В Дмитриевском сельсовете счетовод колхоза «8 Марта» Мануйленко ходил по квартирам колхозников и агитировал их не продавать хлеба государству. Мануйленко привлекается к ответственности.
Н.-Псковский район. В с. Макартетино сын кулака Мирошник предложил председателю колхоза Ведерко укрыть под видом отходов имеющиеся излишки хлеба с тем, чтобы его не продавать государству и раздать колхозникам. Мирошник систематически проводит среди колхозников контрреволюционную агитацию, дискредитируя вождей партии и правительства и восхваляя Троцкого. Проводится расследование.
Марковский район. Жители с. Серашковка Шевченко и Верченко ведут среди колхозников агитацию против продажи хлеба государству, заявляя: «Мы ни одного килограмма хлеба не продадим государству. Пускай кушают гвозди, лес и стекло. Их всех нужно убивать, они уже нас 18 лет душат. Мы должны организоваться и убивать руководителей. Когда приедут покупать хлеб, надо этому противодействовать». Проводится расследование.
Белолуцкий район. Председатель колхоза «17-летие Октября» Ткаченко ведет разговоры среди колхозников о том, что государству продавать хлеба не следует, иначе колхозники останутся без хлеба и будут голодать.
По всем фактам активного противодействия хлебозакупкам виновные привлечены к ответственности.
Рахлис.