Письмо И.И.Баркова секретарю Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) К.М.Сергееву и председателю крайисполкома Ф.П.Грядинскому о результатах операции по выселению. 4 апреля 1936 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1936.04.04
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 - 1936. Москва РОССПЭН Стр. 722-723
Архив: 
ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 5. Д. 227. Л. 49—50 об. Заверенная копия.

№ 307

Совершенно секретно.

г. Новосибирск

Вас, видимо, уже информировали о результатах операции в Ойротской автономной обл. по выселению байско-кулацких и бандитских семейств. Мой помощник по спецделам т. Случанко, принимавший участие в операции, давал заключение по каждому расследованному делу на тройку и участвовал, как представитель краевой прокуратуры, в тройке. О результатах операции он пишет, что вся операция изъятия кулацко-байских и бандитских элементов прошла неплохо.

Как известно, ЦК ВКП(б) разрешил выселить из Ойротии в Караганду 300 семейств. Органами НКВД было направлено в прокуратуру на заключение о выселении большее количество дел, нежели как указано в решении ЦК ВКП(6), т.е. 343 дела (на 343 семьи). В результате пересмотра прокуратурой дел по 25 делам, т.е. семьям, не дано согласия на выселение этих лиц, и по трем делам дано согласие на выселение только глав семейств из бывших кулаков и баев с исключением из них семейств бывших ранее членов семьи, которые давно живут самостоятельно и ничего общего с выселением не имеют. Всего, таким образом, прокуратурой было «отсеяно» 28 семейств, с чем согласилась тройка УНКВД, заседая в Ойрот-Туре.

Например, семья Беспоместных Харитона, рождения 1909 г., бывшего красноармейца, была намечена к выселению по мотивам, что якобы до 1933    г. имел кулацкое хозяйство и распространял провокационные слухи о безжизненности колхозов. Эти факты подтвердились частично свидетелями. Тщательный просмотр дела показал, что он вернулся из Красной Армии в 1934 г., факт применения наемного труда в его хозяйстве и антисоветская деятельность не установлены.

Также была представлена к выселению семья Шеврякова Дмитрия Павловича, рождения 1909 г., по мотивам, что он имел кулацкое хозяйство и, состоя в колхозе, вел подрывную работу. На основании этого он сейчас был лишен избирательных прав. Все это подтвердил единственный свидетель, который доказывал, что с 1921 по 1930 гг. Шевряков имел зажиточное хозяйство. Сомнительность утверждений этого свидетеля заключается в том, что ему в 1921 г. было всего лишь 12 лет.

Была также представлена семья Каширина Василия Федоровича, приехавшего в Турачакский аймак в 1926 г. из Старо-Бардинского района, по мотивам, что он как будто бы бывший кулак и сбежал из Старо-Бардинского района, боясь раскулачивания. На основании чего он сейчас был лишен избирательных прав. Прокуратура не согласилась с его выселением. Представители НКВД возражали, потом запросили телеграфом подтвердить соцположение Каширина из Старой Барды, откуда был получен ответ, что он бедняк и ни от какого раскулачивания не скрывался.

Вот, примерно, такие мотивы были по всем другим делам, по которым не дано краевой прокуратурой согласия на выселение.

Особенно серьезный перегиб и искривление были допущены по Усть-Канскому и Турачакскому аймакам.

По Усть-Канскому аймаку, где был представителем управления НКВД т. Гротов, было изъято для выселения 31 семейство, главы семей которых были арестованы, имущество изъято, и они лишены избирательных прав. В результате просмотра дел из 31 семейства освобождено 10 семейств. Другими словами, одна треть семейств были изъята неправильно, чем было допущено политическое искривление.

По Турачакскому аймаку, где был представителем УНКВД т. Жуков, из 37 семейств после просмотра дел освобождено от выселения 7 семейств, причем полностью, 4 семьи и 3 семьи, неправильно соединенных.

Для исправления этих, по сути дела, вопиющих ошибок, на месте прокуратурой с УНКВД были приняты решительные меры исправления.

Во-первых, все арестованные были немедленно освобождены; во-вторых, дано указание аймакисполкомам немедленно вернуть им все имущество, изъятое у них, и в-третьих, пересмотреть свои постановления об ограничении их прав, в частности, восстановить в избирательных правах тех из них, которые были лишены этих прав в связи с выселением.

И совершенно правильно сделал т. Залпетер, командировав в Усть-Канский аймак т. Гротова, который проводил там эту операцию и допустил исключительно большие ошибки, для проведения всех мероприятий, связанных с восстановлением в имущественных и политических правах тех семейств, в выселении которых отказано.

Нужно отметить, что лишение избирательных прав аймакисполкомами проводилось непосредственно аймакисполкомами и сугубо формально, без обсуждения этих кандидатур не только на общих колхозных собраниях, но даже и на пленумах сельских советов, исключительно по материалам, добытым при оформлении дел на выселяемых, чем усугубили ошибку, в особенности по Усть-Канскому аймаку.

Краевой прокурор И. Барков.