Докладная записка Н.С. Хрущева И.В. Сталину о положении в западных областях УССР и борьбе с украинским националистическим подпольем

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1945.08.04
Метки: 
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 731-735
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 61. Д. 845. Л. 146-155. Подлинник; РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 897. Л. 106—115. Заверенная копия.

4 августа 1945 г.

Совершенно секретно

Центральный комитет ВКП(б) — тов. Сталину И.В.

О положении в западных областях УССР

Выполняя Ваши указания и решения ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У, парторганизации западных областей УССР, органы НКВД и НКГБ, пограничные и внутренние войска НКВД провели большую работу по разгрому вооруженных банд и подполья украинско-немецких националистов.

В результате проведения чекистско-войсковых операции, с 1 июня по 1 августа 1945 г. захвачено 6132 бандита, убито 4820 бандитов.

За это же время захвачено у бандитов: минометов 5 станковых пулеметов 36, ручных пулеметов 330, автоматов и винтовок 4664.

Наряду с этим проведена значительная работа по разгрому польского националистического подполья. Арест многих видных участников так называемой «Армии Крайовой» дал возможность вскрыть и ликвидировать ряд подпольных организаций «АК» в западных областях УССР.

В результате победоносного окончания Отечественной войны с фашистской Германией и разгрома большинства банд среди украинско-немецких националистов происходит большое разложение.

В улучшении морально-политического положения в западных областях и разложении националистических банд положительную роль сыграли также обращения правительства УССР и ЦК КП(б)У к участникам так называемых УПА и УНР и населению западных областей УССР.

В первых двух обращениях явившимся с повинной обещана амнистия, но не было установлено сроков явки с повинной. Имея в виду, что зимой и весной этого года много банд разгромлено и для того, чтобы быстрее покончить со всеми бандитскими группами, мы выпустили обращение, в котором указали, что те участники банд, которые явятся с повинной к 20 июля с.г. получат амнистию.

Несмотря на запугивание и террор со стороны главарей банд по отношению к рядовым бандитам и их семьям, выход с повинной в июле резко увеличился. Многие рядовые участники банд и даже некоторые главари, убедившись в бесперспективности борьбы против советской власти, решили воспользоваться обещанием правительства об амнистии, явившимся с повинной — вышли из лесов и схрон и явились в органы советской власти. За период с 1 июня по 20 июля явилось с повинной: бандитов 3024, дезертиров и уклоняющихся от призыва в Красную Армию 16 754 человека.

Несмотря на то, что правительство УССР и ЦК КП(б)У объявило амнистию тем лицам, которые явятся с повинной до 20 июля, все же бандиты, видя безвыходность своего положения и надеясь на какое-нибудь снисхождение, продолжают и после этого срока в большом количестве являться с повинной. С 21 июля по 1 августа явилось с повинной: бандитов - 2085, дезертиров и уклонявшихся от призыва в Красную Армию — 4809.

Всего с 1 июня по 1 августа явилось с повинной: бандитов — 5117. дезертиров и уклонявшихся от призыва в Красную Армию - 11 663 чел.

Характерным является то, что, начиная с 10 июля, бандиты начали являться с повинной в составе целых бандитских групп. Во многих случаях эти группы являются в органы НКВД с оружием и боеприпасами. Как правило, инициативу явки с повинной берут на себя рядовые бандиты, которые организовывают группы по 5— 10 человек и уходят из банды, несмотря на угрозы главарей. За время с 10 по 31 июля 1945 года по западным областям УССР было 113 групповых явок с повинной с обшим количеством 1134 бандитов.

Явившиеся с повинной бандиты рассказывают о том, что разложение в среде украинско-немецких националистов с каждым днем увеличивается. Рядовые бандиты все больше убеждаются в лживости антисоветской пропаганды националистических активистов, осознают бессмысленность и бесперспективность борьбы против советской власти.

Явившийся с повинной в Пробежнянский РО НКВД Дрогобычской области, бандит Сайко заявил:

«Бандиты сейчас уже не верят своим командирам, стремятся уйти из банды».

17 июля с.г. к начальнику Владимирецкого РО НКВД Ровенской области явился один бандит и принес письмо за подписью 6 бандитов следующего содержания:

«Прочитав обращение украинского правительства мы целиком признали свою ошибку — участие в борьбе против советской власти и с сегодняшнего дня решили полностью порвать с бандой и явиться с повинной в советские органы и сдать имеющееся у нас оружие. Просим назначить место явки».

Начальник РО НКВД назначил место и время явки. Из леса пришло 15 бандитов и сдали свое оружие.

Бывший бандит Желинский показал:

«...'Моральное состояние личного состава банд весьма низкое. Бандиты в своем большинстве воевать не хотят и стараются бежать из банды. За последнее время за попытку дезертировать из банды было расстреляно 6 человек».

Явившиеся с повинной в Бобркский райотдел НКВД Львовской области 30 бандитов заявили, что «в лесу осталось из банды только 4 ватажка».

Захваченный нами надрайонный комендант «СБ» Пинчук Александр на допросе показал:

«... в нашей борьбе все пропало, людей нет. Из обслуживаемых мною 5 районов в тыловой сетке остались один районный и один подрайонный коменданты. Всякая связь между отдельными нашими организациями нарушена. В течение 4 месяцев я не получал указании от вышестоящих руководителей. Я убедился, что борьба наша безнадежна».

*На моральное разложение бандитов и оуновского подполья повлияла начавшаяся передислокация войск фронта и расквартирование их в районах западных областей.

Вышедший с повинной бандит Львовской области Линда рассказал:

«... Большую панику на бандеровцев навело возвращение советских войск с фронта. Ходят усиленные слухи о том, что раз войска пришли домой, значит Англия и Америка воевать против СССР не будут, а войска Красной Армии не простят бандеровцам их бандитских проявлении».

Явившиеся с повинной Шевчук В., Шевчук И. и Дупак В. (Садгорский район Черновицкой области) заявил:

«Красная Армия, разгромив немецкие войска, получила большие возможности разгромить и уничтожить ОУН и УПА. Не веря больше в силу оуновского подполья и банд УПА, чувствуя близость разгрома, мы решили явиться с повинной».

Бывший участник УПА, житель Львовского района Шах рассказал:

«...Когда я находился в банде УПА, сотник “Глухой” и другие говорили, что Красная Армия в войне с Германией потеряла все свои основные силы и теперь она очень слаба. Теперь я убедился сам, судя по движению войск, что Красная Армия очень сильна. Дальнейшая борьба против советской власти бесполезна и бесцельна».

Явившиеся с повинной участники банды Стойко и Ониско — жители села Рокитное Львовского района - рассказали:

«...B связи с передвижением войск Красной Армии в банде имеется полное разложение. Многие участники банды УПА решили, явиться с повинной, в том числе явились и мы, 25 человек участников банды добровольно, так как рядовые бандиты перестали верить и питать надежду на руководителей банды. Население, на которое рассчитывали бандиты, поддержки бандитам не дает».

Окончание великой Отечественной войны против гитлеровской Германии население западных областей УССР встретило с большей радостью и выражает единодушное отрешение как можно скорее наладить нормальную хозяйственную и культурную жизнь.

В настоящее время положение в западных областях характеризуется дальнейшим усилением политической активности населения. Крестьяне стали принимать более активное участие в проведении хозяйственных и политических мероприятий советской власти.

Большинство местного населения враждебно относится к бандам и все более активно включается в борьбу против украинско-немецких националистов. Есть много случаев, когда крестьяне отказывают бандитам в пище и ночлеге, прячет от них продовольствие и проч.

Привожу характерные примеры. В захваченном нами отчете проводника района ОУН № 37 (Волынская область) написано:

«Сильное влияние на население оказала большевистская пропаганда, которая подорвала среди населения веру в силу ОУН».

Крестьяне Селюк и Логан Яворовского района Львовской области привели из леса в райотдел НКВД своих сыновей. Последние, убедившись в том, что обращение правительства выполняется и их не репрессируют, возвратились в лес и привели в собой вою банду в количестве 14 человек.

15 июля в селе Городовичи Бобркского района Львовской области, в момент проезда оперативной группы через село, крестьянка выбежала из хаты и сказала чекистам: «Сейчас покажу, где прячутся бандиты. Хватит терпеть и бояться». Она указала три схрона, в которых было захвачено 8 бандитов. Эта же крестьянка назвала фамилии еще 20 бандитов.

В селе Красник Жабьевского района Станиславской области явился с повинной станичный УПА Юрко Инчук житель этого села. Крестьяне, увидев Ин-чука, избили его за то, что он был в банде, принуждал других идти в банду и с опозданием раскаялся.

Из показаний задержанных и явившихся с повинной бандитов, а также агентурных данных, видно, что отъявленные главари украинских националистов намерена не прекращать борьбу, а всеми силами стараются воспрепятствовать процессу разложения националистических организаций. С этой целью они осуществляют террористические акты и распространяют всякие провокационные слухи.

В связи с продвижением частей Красной Армии с запада на восток, главари организаций украинско-немецких националистов среди местных жителей распространяют слух о том, что якобы Красная Армия отступает, так как в скором времени начнется война между Англией и СССР и в недалеком будущем Красная Армия будет отступать с территории Западной Украины.

В селе Печоры Станиславского сельского района 19 июля бандиты окружили село, согнали крестьян на собрание, где заявили: Держитесь. Скоро Советы отсюда уйдут. Америка и Англия нам дадут “незалежну Украіну”. Кто пойдет против нас — повесим. Весь хлеб прячьте в ямы, не давайте советам».

Ряд главарей банд, понимая безвыходность своего положения, кончает жизнь самоубийством.

* * *

16 июля с.г. в г. Львове я провел совещание первых секретарей обкомов КП(б)У, начальников областных управлений НКВД и НКГБ, начальников внутренних ж пограничных войск НКВД, на котором были заслушаны сообщения о ходе борьбы с националистическими бандами и даны, практические указания по окончательному разгрому остатков банд украинско-немецких националистов.

24 июля 1945 года ЦК КП(б)У принял специальное решение «О ликвидации остатков банд украинско-немецких националистов в западных областях УССР».

В этом решении поставлен ряд конкретных задач перед партийными организациями, органами НКВД и НКГБ в деле окончательной ликвидации остатков банд и подполья украинско-немецких националистов224.

Для уничтожения оставшихся банд, бандбоевок и групп СБ предложено создать специальные войсковые группы, во главе которых поставить лучших командиров и политработников. Перед каждой такой группой будут поставлены конкретные задачи преследовать банду независимо от того, в какие районы и области они будут двигаться и в течение определенного срока ликвидировать эту банду.

В связи с тем, что главари банд украинско-немецких националистов рассредоточили банды на мелкие группы и дали им задания вести подпольную антисоветскую работу, осуществлять террористические акты и диверсии, мы принимаем меры, чтобы значительно расширить сеть нашей агентуры и добиться коренного улучшения качества ее работы.

ЦК КП(б)У потребовал от обкомов и райкомов КП(б)У усилить борьбу против польских националистов и других враждебных элементов.

Кроме того, даны указания партийным и советским органам глубже заняться вопросами хозяйственного и культурного строительства, укрепления органов советской власти на местах, улучшения работы по воспитанию местных кадров и более смелого их выдвижения на руководящую работу.

Секретарь ЦК КП(б)У  

Н. Хрущев

Помета карандашом на первом листе документа: От тов. Хрущева.

_______________________

Документ был направлен Н.С. Хрущевым В.М. Молотову.

224 В постановлении от 24 июля 1945 г. ЦК КП(б)У констатировал, что парторганизации западных областей УССР, органы НКВД и НКГБ, пограничные и внутренние войска НКВД «провели большую работу по борьбе с украинско-немецкими националистами, в результате чего разгромлены почти все крупные оуновские банды». Вместе с тем ЦК КП(б)У отметил «факты беспечности и расхлябанности в организации и проведении мероприятий по борьбе с украинско-немецкими националистами», «медлительность при проведении операций», «самоуспокоенность и зазнайство», подмену политической работы среди местного населения «голым администрированием». В связи с этим ЦК КП(б)У обязал секретарей обкомов и райкомов КУП(б)У, начальников областных управлений и районных отделов НКВД и НКГБ «принять меры к быстрому устранению отмеченных недостатков и окончательной ликвидации остатков банд и подполья украинско-немецких националистов». До 1 августа должны были быть разработаны по каждому району и области «конкретные планы полной ликвидации каждой бандитской группы в отдельности», а обкомы должны были каждые две недели сообщать в ЦК КП(б)У «о результатах операций по каждой банде в отдельности». Кроме того, ЦК КП(б)У требовал от командующего войсками Львовского военного округа разработать план дислокации войск с тем, «чтобы часть войск расположить на трассах перегона скота, высвободив, таким образом, войска НКВД для использования по прямому назначению - ликвидации остатков банд»; а также «установить каждому гарнизону район несения патрульной службы». Областные и районные власти обязаны были, с одной стороны, улучшить массово-политическую работу, «глубже заняться вопросами хозяйственного и культурного строительства». И в то же время «не оставлять без расследования ни одного случая бандпроявления, выявлять бандитов и их пособников, немедленно их арестовывать и судить» (Літопис УПА. Нова серія. Т. 3. С. 169—174).