Постановление бюро Станиславского горкома КП(б)У «О фактах нарушения советской законности работниками областного управления НКГБ»

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1945.05.25
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 661-663
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 42. Д. 570. Л. 55-58. Подлинник.

г. Станислав    

25 мая 1945 г.

Особая папка   

Совершенно секретно

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Бюро Станиславского ГК КП(б)У от 25 мая 1945 г.

О фактах нарушения советской законности работниками Облуправления НКГБ

В ходе обсуждения постановления ЦК КП(б)У от 21 марта 1945 г. «О нарушениях революционной законности в западных областях Украины» в парторганизации Облуправления НКГБ были вскрыты факты нарушения советской законности отдельными работниками Облуправления НКГБ.

Как показала проверка, работники 2-го отдела Облуправления НКГБ вместо широкого разворота квалифицированной агентурной работы по вскрытию ОУНовского подполья, как об этом указывал ЦК КП(б)У, стали на путь применения извращенных и антипартийных методов в своей работе, творя по сути беззакония.

Начальник 2-го отдела член ВКП(б) МАРЧЕНКО С.П. проводил по непроверенным данным необоснованные аресты, часто не имея санкции прокуратуры. Работник аппарата член партии КАДНИКОВ явно фальсифицировал показания арестованных, на основе чего производились также незаконные аресты граждан.

Проверкой установлено, что наряду с этими фактами во 2-м отделе Облуправления НКГБ было допущено грубейшее нарушений постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. «О работе органов НКВД»212. Вопреки этому постановлению к арестованным применялись физические методы воздействия.

Не имея достаточных разоблачительных материалов, начальник 2-го отдела МАРЧЕНКО вынуждал давать неправдивые показания у арестованных, лично избивая их.

Применения этих же методов он требовал и от своих работников. Физические методы воздействия (избиение, «конвейер») допускали работники отдела коммунисты: ПЛОХОЙ, МАКАРОВ, КОЖУХАРЬ, ПАРАСЮК, СОЛОВЬЕВ и другие.

Коммунисты отдела, зная, что эти действия противозаконны, не сочли необходимым своевременно поставить в известность о них парторганизацию.

Эти факты беззакония усугубляются тем, что часть граждан, к которым применялись побои, впоследствии из-под стражи была за невиновностью совсем освобождена.

Бюро ГК КП(б)У признает явное нарушение советской законности в аппарате Облуправления НКГБ вполне установленным и считает, что применение осужденных методов следственной работы, наряду с дискредитацией органов НКГБ, нанесло вред делу выкорчевывания остатков контрреволюционных организаций.

Указанные выше нарушения явились следствием отсутствия чувства ответственности отдельных работников Облуправления НКГБ за соблюдение советских законов, а также в результате слабой партийно-политической работы в коллективе.

Парторганизация, зная об извращениях, медлила с их расследованием и общее партсобрание Облуправления НКГБ, вынося решение по данному вопросу не остро реагировало по отношению их виновников.

МАРЧЕНКО, являясь виновником нарушений, стал на небольшевистский путь смазывания всей серьезности допущенных политических ошибок и глубины своей вины, хотя на чекистской работе находится уже продолжительное время и за искривления уже подвергался наказанию.

Бюро ГК КП(б)У ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.    Решение собрания парторганизации Облуправления НКГБ от 21 апреля 1945 г. в части наложения партийного взыскания на члена ВКП(б) МАРЧЕНКО ОТМЕНИТЬ.

2.    За игнорирование решений ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У, допущение незаконных арестов граждан, применение мер физического воздействия к арестованным и насаждение порочных методов в работе органов НКГБ МАРЧЕНКО Сергея Павловича из рядов ВКП(б) ИСКЛЮЧИТЬ. Поставить вопрос перед руководством Облуправления НКГБ о немедленном освобождении его от работы начальника 2-го отдела Облуправления с запрещением ему работать в этих органах в дальнейшем.

3.    Поставить вопрос перед обкомом КП(б)У о необходимости укрепления отдельных звеньев аппарата Облуправления НКГБ достоянными работниками, за счет освобождения лиц, не оправдавших доверия, допускавших разгильдяйство и элементы недисциплинированности.

4.    Потребовать от каждого коммуниста, кандидата и комсомольца, работающего в органах НКВД строжайшего соблюдения советской законности. Предложить бюро парторганизации Облуправления НКГБ вскрыть до конца все факты искривления, имевшие место в аппарате и вести самую решительную борьбу с нарушителями советской законности, применяя к ним меры наказания, соответственно с решением ЦК КП(б)У от 21 марта 1945 г.

5.    Предложить партбюро парторганизации Облуправления НКГБ, его секретарю ГУСЕВУ, резко усилить по всем линиям партийно-политическую и воспитательную работу в организации, поднять на высоту партийную дисциплину, установить регулярный созыв собраний партгрупп, общих партсобраний коллектива, ставя на их разрешение наряду с общепартийными, вопросы жизни и работы аппарата, добиться широкого разворота на собраниях критики и самокритики, провести проверку состояния партучеты и обеспечить полный охват ею коммунистов, установить систематически контроль над выполнением коммунистами поручений.

6.    С особой силой заострить внимание партийной организации Облуправления НКГБ в целом и каждого коммуниста-чекиста в отдельности на усиление бдительности, разоблачение и окончательное выкорчевывание ОУНовского подполья на основе глубокой агентурной работы, беспощадной и жестокой борьбы с истинными врагами народа. На осуществление этих задач должны быть направлены: умение, способность, оперативность и гибкость работников-чекистов.

7.    Для разъяснения политической сути данного решения и доведения до сознания каждого коммуниста важности решений ЦК КП(б)У «О соблюдении советской законности», а также мобилизации всего коллектива на выполнение стоящих перед ним задач, считать необходимым созвать общее закрытое собрание парторганизации НКГБ 29 мая 1945 г.

Командировать на данное собрание членов бюро ГК КП(б)У СЛОНБ и ЛАЗУРЕНКО.

Секретарь Станиславского ГК КП(б)У    

М. Слонь

__________________________

212 В постановлении СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» говорилось, что «массовые операции по разгрому и выкорчевыванию враждебных элементов, проведенные органами НКВД в 1937-1938 гг. при упрощенном ведении следствия и суда, не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры». В целях решительного устранения изложенных недостатков и надлежащей организации следственной работы органам НКВД и Прокуратуры запрещалось производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению, а выселение из погранполосы допускалось только с разрешения СНК СССР и ЦК ВКП(б) по специальному представлению соответствующего обкома, крайкома или ЦК нацкомпартий, согласованному с НКВД СССР. Ликвидировались судебные «тройки», а органы НКВД при производстве следствия должны были в точности соблюдать все требования уголовно-процессуальных кодексов (Органы государственной безопасности СССР накануне Великой Отечественной войны. Т. 1. Кн. 1. М., 1995. С. 3—9).