Докладная записка старшего консультанта Наркомзема СССР по правовым вопросам Павлова М.А.Чернову о необходимости упорядочения земельного и колхозного законодательства. 21 июня 1935 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.06.21
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 - 1936. Москва РОССПЭН Стр. 539-542
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 1. Д. 832. Л. 28—22. Подлинник.

№ 216

Практика применения нового Примерного устава с/х артели настоятельно ставит вопрос об упорядочении земельного и колхозного законодательства. Целый ряд законодательных актов, действовавших и изданных до появления нового Примерного устава, пришли с ним в противоречие. Благодаря тому, что формально эти законодательные акты не утратили силу и не отменены до настоящего времени, на местах сплошь и рядом имеет место путаница с вопросом о применении норм Примерного устава с/х артели, пришедших в столкновение с нормами указанных законов.

Сказанное можно подтвердить рядом примеров.

1. Примерный устав с/х артели и постановление III сессии ЦИК СССР шестого созыва «Об укреплении колхозов» (СЗ № 6 за 1933 г., статья 41)148.

Если, согласно Примерному уставу, «за бесхозяйственное, нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу, за другие нарушения трудовой дисциплины и устава» правление должно налагать на виновных взыскания, «согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы», и лишь в тех случаях, когда все принятые меры воспитания и наказания недействительны, в отношении неисправимых членов артели может ставиться вопрос об их исключении из артели1*, то в законе от 30 января 1933 г. исключение из колхоза применяется уже в случае повторного отказа от выполнения работы, порученной колхозом, по неуважительным причинам. Таким образом, эту часть постановления III сессии ЦИК шестого созыва, как пришедшую в противоречие с новым Примерным уставом, нужно и формально отменить, чтобы не было никаких недоразумений.

В пункте 2 того же решения III сессии ЦИК указано, что колхозный счетовод должен назначаться правлением колхоза и утверждаться в своей должности риком. Поскольку в Примерном уставе нет указания на необходимость утверждения счетоводов риками, земельные органы истолковывают это как отмену того порядка утверждения счетоводов, который был установлен III сессией ЦИКа.

В пункте 3 постановления III сессии ЦИК говорится об установлении «на важнейшие с/х работы примерных норм выработки, доступных среднему колхознику». В статье 15 Примерного устава дана установка на нормы выработки, доступные добросовестно работающему колхознику.

В том же третьем пункте постановления говорится о необходимости «проводить со всей строгостью существующее в хороших колхозах правило, согласно которому административный аппарат колхоза получает натурой за выработанные им трудодни в размерах, не выше установленных для хороших колхозников, работающих в полеводстве». В Примерном уставе с/х артели такого ограничения не содержится.

Четвертый пункт постановления III сессии ЦИК шестого созыва подчеркивает, что «дело соблюдения агроправил должно перестать быть частным делом отдельных колхозов; в каждом районе райисполкомами с утверждения крайземорганов должны быть установлены обязательные для всех колхозов, колхозников и единоличников агроправила, несоблюдение которых должно караться выговором, натуральным и денежным штрафом, общественным порицанием и так далее». В постановлении Сельскохозяйственного отдела ЦК ВКП(б) и НКЗ СССР, опубликованном в «Правде» от 23 мая 1935 г. № 140, устанавливается противоположное правило, согласно которому рики вообще не могут штрафовать должностных лиц колхозов (этому указанию постановления Сельскохозяйственного отдела ЦК ВКП(б) и НКЗ СССР «О незаконных наложениях президиумом Абинского рика Азово-Черноморского края штрафов на бригадиров в колхозах» противоречит, кстати сказать, и РСФСРское положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке, утвержденное ВЦИК и СНК 30 марта 1931 г.)149.

Статья 7 постановления III сессии ЦИК в пункте «в» устанавливает такой порядок, при котором прием новых членов в колхозы может производиться лишь при условии, если единоличник, вступающий в колхоз, добросовестно выполнил производственные задания и обязательства по сдаче продукции государству и передает в колхоз свою лошадь и приходящийся на его долю семенной материал. Примерный устав с/х артели, как известно, установил другой порядок, согласно которому крестьяне-единоличники, продавшие свою лошадь в течение последних двух лет перед вступлением в артель и не имеющие семян, принимаются в артель (с последующим внесением в рассрочку до шести лет стоимости лошади и семян натурой).

Все указанное о соотношении решений III сессии ЦИК шестого созыва и Примерного устава с/х артели достаточно говорит о необходимости приведения этого постановления в соответствие с Примерным уставом и отмены тех его статей и пунктов, которые Примерному уставу противоречат.

2. Постановление IV сессии ЦИК шестого созыва по докладу т. Яковлева и Примерный устав с/х артели (СЗ № 2 за 1934 г., статья 16).

В разделе 3 постановления предусматривается организация во всех колхозах инспекций по качеству. Уставом с/х артели инспекции по качеству в колхозах не предусмотрены, что порождает неопределенность в вопросе о правовых основаниях существования этих инспекций.

3.    Большие неясности, как это видно из запросов, вызвал и вызывает до самого последнего времени на местах вопрос о кассах общественной взаимопомощи колхозов, действующих на основании основных положений об организации касс взаимопомощи, установленных постановлением ЦИК СССР от 1 февраля 1932 г. (СЗ. 1932 г. № 9, статья 51 )150, но не имеющих до сих пор разработанного о них устава и не упомянутых в Примерном уставе с/х артели. Особенно неясен вопрос о средствах касс общественной взаимопомощи колхозов, в связи со статьями 11 и 12 Примерного устава с/х артели151.

4.    Постановление СТО от 21 сентября 1933 г. № 828 «О подготовке тракторных механиков, бригадиров и трактористов» и Примерный устав с/х артели.

В постановлении СТО и целом ряде изданных в его развитие постановлений Наркомзема СССР установлено колхозникам-курсантам целого ряда школ и курсов начисление трудодней за все время учебы (от 1/2 до 3/4 трудодня за каждый день учебы, по представлению начальника школы). Примерным уставом такого рода начисление трудодней не предусмотрено.

В связи с недавним постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1935 г. «Об оплате комбайнеров» и отсутствием соответствующих указаний в Примерном уставе, места запрашивают, можно ли продолжать начисление трудодней курсантам-колхозникам или это теперь отпадает (последнее поставило бы дело подготовки колхозных кадров в чрезвычайно тяжелое положение, если, понятно, размер стипендий для курсантов не будет увеличен).

5.    Нормальный устав для добровольных пожарных дружин в колхозах, утвержденный председателем ВСКХ при ЦИК СССР 29 октября 1933 г. согласованный с Наркомземом СССР, и Примерный устав с/х артели.

Устав для добровольных пожарных дружин предусматривает отнесение расходов по содержанию этих дружин за счет колхоза, при котором дружина существует, или нескольких колхозов, если дружина является объединенной, причем как за дежурство (членам дружины), так и за работу (начальнику пожарной дружины) начисляются трудодни. Такого рода начисление трудодней не предусмотрено Примерным уставом с/х артели; в связи с этим источники средств на содержание пожарных дружин совершенно не ясны.

6.    Также не выяснен ряд вопросов, связанных как с союзным, так и с республиканским колхозным законодательством. Например, вопрос об отходничестве из колхозов и мерах борьбы с самовольным отходничеством, вопрос о засыпке семфондов и порядке их расходования, вопрос об участии средств колхозного населения в строительстве МТС (постановление СНК СССР от 30 декабря 1929 г.152, до сих пор не отмененное, см. С.З2*), вопрос о сельских исполнителях и народных заседателях и начислении им трудодней (см. постановление ВЦИК и СНК от 10 мая 1932 г. СУ. № 44)153 и т. д.

В связи с разделом «О земле» Примерного устава артели необходимо издание законодательного акта или инструкции Наркомзема СССР, утвержденной правительством, о порядке выдачи государственных актов на закрепление земель и землеустроительных действиях, с этим связанных. Кроме того, следует пересмотреть постановление ЦИК и СНК от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов» в части разрешения вопроса об отрезках земель и изъятия земель для государственных и общественных надобностей, поскольку эти земли закреплены за колхозами навечно, и старый порядок отрезок и изъятий должен быть изменен.

Необходимо также пересмотреть «Общие начала землепользования и землеустройства» 1928 г.154 и Земельные кодексы союзных республик, изданные еще в период 1922 — 1923 гг. и действующие (на 9/10 формально) и по сегодня.

Неупорядоченность земельного законодательства после Примерного устава и в связи с теми землеустроительными работами, которые проводятся по закреплению земель за колхозами, чувствуется с особой остротой.

Количество приведенных примеров можно было бы значительно увеличить. Вывод ясен. Надо привести в порядок наше законодательное хозяйств в части, относящейся к земельным отношениям и колхозному строительству.

ЦИК Союза должен дать поручение союзным республикам о приведении их земельного и колхозного законодательства в соответствие с Примерным уставом с/х артели; с другой стороны, должны быть пересмотрены и союзные законы, этому уставу противоречащие.

Старший консультант НКЗ СССР по правовым вопросам Павлов.

1*Примерный устав с/х артели см.: Коллективизация сельского хозяйства… С. 531-539.

2* Так в тексте.

148    Постановление ЦИК СССР «Об укреплении колхозов», принятое на III сессии ЦИК 6 созыва 30 января 1933 г., подвело итоги коллективизации и ликвидации кулачества как класса, указывало на недостатки в работе колхозов и наметило очередные задачи в области организационного укрепления колхозов (Коллективизация сельского хозяйства... С. 445 — 451).

149    Пункт 20 постановления СНК РСФСР № 424 «О порядке проведения закона о едином с/х налоге на 1931 г.» возлагал на сельсоветы: учет источников доходов; предварительное составление списков малоимущих, подлежащих полному или частичному освобождению от налогов; хозяйств, в которых облагаются доходы от продажи с/х продуктов на частном рынке и кулацких хозяйств, подлежащих обложению в индивидуальном порядке; наложение штрафов за сокрытие источников доходов; применение принудительных мер взыскания в порядке, предусмотренном Положением о взыскании налогов (ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 24. Д. 4. Л. 172, 183 — 184).

150    Кассы взаимопомощи колхозов (КОВК) возникали как альтернатива крестьянским обществам взаимопомощи (ККОВ), которые, как отмечалось в постановлении от 1 февраля 1932 г., не соответствовали условиям колхозного строительства.

Общее собрание колхозников или делегатское собрание принимали решение о создании КОВК, о размерах, порядке и формах помощи. КОВК должны были содействовать трудоустройству инвалидов, организации детских садов и яслей, акушерских пунктов и проч. Средства КОВК составлялись из отчислений личных доходов колхозников и отчислений колхозов из общественных фондов (СЗ СССР. 1932. № 9. Ст. 51).

151    Статья 11 Примерного устава с/х артели определяла порядок распределения полученных артелью урожая и продуктов животноводства: выполнение обязательств перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, натуроплате МТС, договоров по контрактации; засыпка семян для посева и фураж для прокорма скота на всю годовую потребность, создание неприкосновенных семенных и кормовых фондов в размере 10—15% годовой потребности; формирование фондов социальной помощи в размере не свыше 2% валовой продукции, продажа государству или на рынке в размерах, определяемых общим собранием членов артели; остальная масса урожая и продуктов животноводства распределялась по трудодням.

Статья 12 Примерного устава с/х артели определяла направления расходов денежных доходов артели: налоги и страховые платежи; расходы на текущие производственные нужды; административно-хозяйственные расходы (не более 2% доходов); культурные нужды; пополнение неделимого фонда артели (от 10 до 20% доходов); оставшаяся сумма распределялась на трудодни. Средства должны были тратиться строго в соответствии со сметой, для передвижки средств из статьи в статью требовалось разрешение общего собрания.

152    В постановлении СНК СССР «Об обеспечении планомерного участия средств крестьянского населения в строительстве машинно-тракторных станций и тракторных колонн» от 30 декабря 1929 г. указывалось, что новые МТС строятся лишь при наличии взносов крестьянского населения в размере не менее 25% стоимости станции или колонн. Вложение средств производится путем приобретения акций «Трактороцентра» или взносов в специальные неделимые капиталы колхозных и других кооперативных с/х объединений (Коллективизация сельского хозяйства... С. 257 —258). 27 декабря 1930 г. и 7 декабря 1931 г. были приняты постановления, уточняющие закон 30 декабря 1929 г.

153    По постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О сельских исполнителях» от 10 мая 1934 г. сельские исполнители назначались сельсоветами в порядке очередности из жителей данного селения на 2 — 3 мес. Сельисполнители обязаны были содействовать сельсоветам в проведении избирательных кампаний, объявлять распоряжения властных организаций, осуществлять надзор за порядком, чистотой и санитарным состоянием селений, состоянием дорог и проч. (СУ РСФСР. 1932. № 33. Ст. 194).

154 «Общие начала землепользования и землеустройства» были приняты IV сессией ВЦИК 4-го созыва 15 декабря 1928 г. Основным содержанием закона было содействие коллективным, общественным формам хозяйства, защита интересов бедняцко-середняцких слоев деревни в земельных отношениях и ограничение землепользования кулацких хозяйств. Преимущественное право на получение земли закон предоставлял с/х коллективам и бедняцким и маломощным середняцким хозяйствам. Лицам, лишенным избирательных прав, земля выделялась в последнюю очередь. В законе определялись меры поощрения коллективных форм землепользования, строгий порядок аренды земли, ограничивалось использование наемного труда, регламентировались взаимоотношения сельсоветов и земельных обществ (СЗ СССР. 1928. № 69. Ст. 642).