Из циркуляра НКВД СССР о борьбе органов НКВД по предотвращению пожаров. 8 июня 1935 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1935.06.08
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 - 1936. Москва РОССПЭН Стр. 526-529
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 1т. Д. 58. Л. 62—64 об. Типографский экз.

№ 204

№ 97    

Совершенно секретно.

Предстоящая уборочная кампания ставит перед органами НКВД исключительно ответственные задачи по предотвращению попыток классового врага подорвать социалистическое сельское хозяйство.

Посевная кампания текущего года закончена со значительно лучшими показателями, чем в прошлом году. Сейчас перед нами стоит задача борьбы за сохранность урожая, за своевременное и решительное пресечение контрреволюционной работы поджигателей, диверсантов, расхитителей социалистической собственности.

Одной из наиболее острых и активных форм контрреволюционной деятельности классового врага в деревне в настоящее время является имущественный террор, в частности, поджоги.

За I квартал 1935 г. убытки от пожаров достигли 14 250 тыс. руб.; сгорело 3199 строений. Особенно большие размеры принимали пожары в ИПО, УССР, Татарии, Калининской, Московской и Ленинградской обл. В апреле и мае количество пожаров значительно увеличилось: только по Ивановской Промышленной обл. с 17 по 21 мая учтено 34 сельских пожара с убытком 861 тыс. руб.; пожарами уничтожено 648 строений.

Пожарами последнего времени уничтожались ремонтные мастерские с находившимися в них тракторами и с/х машинами, помещения для скота, зачастую вместе с скотопоголовьем.

Из отдельных случаев поджогов обращают на себя внимание следующие факты:

1)    В с. Ковалевка Полтавского района Харьковской обл. в начале апреля было совершено 3 поджога построек колхозников-активистов. Поджоги организовала контрреволюционная группа во главе с вернувшимся из концлагеря Чубачем, отбывавшим наказание за убийство.

Группой перед поджогом было приведено в негодное состояние противопожарное оборудование.

2)    6 мая в д. Мета Истинского сельсовета Ленинградской обл. жена арестованного за контрреволюционную деятельность Ласткина на почве мести за арест мужа подожгла постройки колхозов. Пожаром было уничтожено 76 колхозных домов.

3)    В Белоруссии в совхозе «Красный флаг» контрреволюционная группа подожгла и уничтожила 2 свинарника и вывела из строя часть тракторов и другой ценный с/х инвентарь. В группу входили: Далецкий, из зажиточных, исключенный из совхоза; Федосенко — кулак, участник эсеровского восстания.

План поджога был группой тщательно разработан, и участники группы условились таким образом замести следы. Было решено, что один из участников группы распространит после поджога слух, что он был очевидцем, как искры из дымовой трубы мастерской падали на крышу свинарника.

Не исключено, что поджог являлся диверсионным актом, совершенным по заданию поляков.

4)    В Оренбургской обл. выявлена группа поджигателей-кулаков в совхозе им. Магнитостроя, которой были подожжены пекарня и пристройки совхоза.

Преступники сговорились организовать поджог в тот день, когда будет разобрана для ремонта пожарная машина.

Действия указанных контрреволюционнных групп заслуживают пристального внимания, тем более, что в ряде областей в результате формального и поверхностного следствия настоящие причины пожаров не вскрываются, и наши работники зачастую вместе с хозяйственниками утверждают, что пожар произошел в результате засорения труб, неправильно сложенных печей и т.д.

Некоторые УНКВД, райаппараты и заместители начальников политотделов ограничивают свои функции по пожарам тем, что сообщают о них в соответствующие отделы ГУ ГБ и местным организациям, к тому же нередко с большими опозданиями.

1)    УНКВД по Воронежской обл. сообщило в 1935 г. о пяти пожарах в совхозах. В каждом первичном сообщении указывается, что расследование ведется. Однако ни в одном случае не сообщено, какие достигнуты следствием результаты.

В первичном сообщении о пожаре в совхозе им. Яковлева, где 21 марта сгорело машинное отделение совхоза, мельница, склад запасных частей и крыша ремонтных мастерских, указывается, что следствие ведется, и по делу арестован машинист Титяков (член ВЛКСМ), допустивший во время работы «неосторожное обращение» с горящей паклей. Таким образом, заранее предрешен вопрос о причине пожара.

2)    НКВД по Узбекистану сообщило 10 марта, что в совхозе «Дальверзин» в течение одного дня было 3 пожара: в 11 часов загорелась конюшня, в 2 часа загорелась кладовая центрального хутора, в пути к хутору № 232 по узкоколейке загорелись кипы с хлопковым волокном, сгорело 36 кип волокна.

НКВД Узбекистана до сих пор не сообщил, что достигнуто следствием по данному делу.

Такое же положение наблюдается в УНКВД Казахстана и в других краях и областях.

Совершенно упускается из виду, что классовый враг, прибегая к поджогам, широко использует безобразную постановку противопожарной охраны и расхлябанность в совхозах в своих контрреволюционных целях.

При таком формальном отношении к вскрытию причин пожаров классовый враг достигает своей цели, ускользает из наших рук, остается безнаказанным и продолжает творить преступные дела.

Контрреволюционные группы и одиночки в условиях неудовлетворительной борьбы с поджогами часто наглеют, окрыляются надеждами на будущие успехи. Агентура иностранных разведок этим путем проверяет расстановку и дееспособность своих диверсионных кадров для широкого использования их в подходящий момент.

Иностранные разведки пытаются поджогами не только причинить серьезные материальные разрушения социалистическому сельскому хозяйству, но и вызвать тревожные настроения среди населения, посеять смятение, в особенности в пограничных районах (Белоруссия, Украина, Ленинградская обл., ДВК, Красноярский край и другие). Поджоги в этих случаях применяются классовым врагом как сильнодействующее средство дезорганизации, деморализации населения, как средство для создания политически неблагоприятной обстановки.

Мы должны поставить работу таким образом, чтобы вместо регистрации уже совершенных поджогов своевременно вскрывать подготовку поджогов и поджигателей, не допуская выполнения ими своих преступных намерений.

Очевидно, что с началом уборки хлебов контрреволюционная активность классового врага будет направлена на поджог хлеба на корню, в скирдах, в зерноскладах, на элеваторах, на транспорте.

Особого внимания требует всесторонняя и глубокая разработка контрреволюционных элементов среди единоличников. Ряд управлений НКВД сигнализировал о саботаже сева единоличниками в некоторых районах.

Не менее пристального внимания требует деклассированный и паразитический элемент в деревне: лодыри, хулиганы, уголовники, из которых преимущественно вербуются исполнители диверсионных и вредительских актов. Надо иметь в виду, что в деревню, особенно в момент снятия урожая, стекаются в большом количестве беглые кулаки, раскулаченные, нищенствующие, юродствующие, церковники и другие социально чуждые нам люди.

Ушедшие в глубокое подполье контрреволюционные элементы ищут новых путей для своей контрреволюционной, подрывной работы и применяют новые методы борьбы.

Предлагаю:

1)    Основой чекистской работы в деревне на период уборки и осеннего сева считать обеспечение полной сохранности имущества колхозов, совхозов и МТС и урожая как на корню, так и после уборки в поле: в скирдах, по дороге к ссыпным пунктам, в колхозных амбарах, складах и т.д.

Это может быть достигнуто только путем предупреждения поджогов, диверсионных актов и репрессирования врага до осуществления им своих преступных намерении...1*

2)    Организовать тщательную проверку людей, охраняющих колхозный и совхозный хлеб, отстранить всех подозрительных, неблагонадежных [от] хранения сложных с/х машин, тракторов, горючего и тары.

3)    Постоянно держать в поле внимания: а) разные бродячие деклассированные элементы; 6) кулаков, бежавших с мест ссылки, уходящих из внутрирайонных и краевых поселков, возвратившихся после отбытия наказания, выгнанных из колхозов, но не репрессированных; в) уголовников; г) нищенствующих; д) церковников; е) сектантов, не допуская их к колхозному и совхозному добру, к местам хранения хлеба, с/х машин и скота. При выявлении малейших попыток вести контрреволюционную деятельность немедленно их арестовывать. Опасные элементы из этой категории изымать и репрессировать в порядке приказа НКВД № 00192 от 27 мая 1935 г.

4)    Усилить разработку колхозников, служащих и рабочих совхозов и МТС, имеющих высланных и раскулаченных родственников, не порвавших с ними связи, питающихся контрреволюционными настроениями кулачества и подстрекаемых этими кулаками к поджогам, хищениям и саботажу.

5)    Учесть материалы, выявленные в ряде областей о засоренности колхозов, совхозов и МТС скрытыми кулацкими, белогвардейскими элементами. Ни в коем случае не допускать их к охране колхозного и совхозного урожая и имущества. За вредительство и контрреволюционные террористические тенденции немедленно их арестовывать.

6)    УНКВД СССР по Украине, Закавказью, Узбекистану, Туркмении, Таджикистану, Казахстану и Киргизии уделить особое внимание хлопковым районам, категорически исключив возможность повторения таких форм уничтожения хлопка, какие имели место в прошлом году в Узбекистане, где баи умышленно затопляли хлопковые поля и преступно смешивали первые сорта хлопка с кураком и кусаком.

7)    Тщательно проверить противопожарные мероприятия, учитывая, что включение пожарной охраны в систему наших органов повышает нашу ответственность за состояние ее боевой готовности в случае возникновения пожаров и поджогов.

В течение предуборочного периода обследовать все без исключения МТС и совхозы с точки зрения постановки в них противопожарной охраны и принимаемых дирекциями МТС и совхозов предупредительных мер. Виновных в непринятии мер привлекать к уголовной ответственности.

Ликвидировать имеющиеся безобразия в деле хранения пожарного инвентаря, который используется не по назначению и приводится в негодность. Установить круглосуточные дежурства в пожарных сараях, в депо добровольных пожарных дружин. Своевременно организовать ремонт противопожарного инвентаря, обеспечить наиболее уязвимые участки запасом воды путем устройства искусственных водоемов или оборудования специальных чанов и бочек.

8)    При ведении следствия но делам о подготовке и совершении поджогов, расхищении колхозного имущества и урожая тщательно выявлять организаторов и инспираторов.

Ни один факт пожара вне зависимости от размеров, нанесенных убытков не оставлять без тщательного расследования и доведения дела до конца. Установить действенный контроль за следственными делами по поджогам, лично допрашивать поджигателей и поручать следствие квалифицированному составу работников. Следствие по делам о поджогах заканчивать в десятидневный срок, обеспечив судебное разбирательство на месте. Как правило, сообщать в соответствующие отделы ГУГБ не только о заведении следствия, но и о результатах и приговорах по делам.

9)    Тщательно расследовать дела о поджогах, совершенных детьми, так как опыт ряда дел по Северному краю, Московской и Калининской обл. указывает на то, что поджоги производились детьми по указанию взрослых — кулаков, контрреволюционных, деклассированных, уголовных элементов.

Начальники местных органов НКВД лично отвечают за своевременное вскрытие и недопущение готовящихся поджогов, террористических и диверсионных актов на обслуживаемой ими территории.

О принятых мерах и результатах донесите к 25 июня с.г., а для отдаленных областей и краев (ДВК, Якутия, Восточно-Сибирский край, Казахстан, Средняя Азия) — к 15 июля с.г.

Зам. народного комиссара внутренних дел Союза ССР Я.Агранов.

1* Опущены сведения, раскрывающие формы и методы оперативной работы.