Отчет районного руководителя СБ Гайрома о положении ОУН и дальнейшем ведении подпольной работы

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.11.07
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 398-400
Архив: 
ЦДАВО Украiни. Ф. 3833. Оп. 2. Спр. 14. Арк. 47—52. Рукопись. Подлинник.

7 ноября 1944 г.

[Перевод с украинского языка]

Друг проводник!

1. Наконец-то пересылаю вам отчет за период с 1 августа по 1 ноября 1944 г. Отчет немного запоздал. Но было такое стечение обстоятельств. Протоколов с оперативного участка пока не высылаю. Их нужно соответственно собрать и проверить. Почти всюду прерывается все дело. Имел я работку с предыдущей облавой, которую проводил НКГБ при участии пограничный войск, истребительных отрядов и партизан. Они создали такой переполох среди населения, что невозможно было кого-либо найти или заставить работать. При таких условиях пришлось оставить село и перейти на Холмщину или на западную территорию Каменщины. Во второй половине августа войска наводнили всю местность. Приехали войска с фронта для дальнейшей реорганизации и разбились на группы, причем проводили беспощадные грабежи и облавы в лесах и селах.

Нет в деревне ни одной хаты, где бы не было УПА, и большевики, разыскивая «бандеровцев», грабили население.

Проводили облавы почти каждый день. Большинство лесов заняли вышеуказанные части, построили там бараки и расположились. Целыми днями и ночами шлялись они по селам. В следствие такого страшного гнета много мужчин мобилизовалось, много наших погибло, многие попались или просто пошли на службу НКГБ. Отделы УПА, которые находятся на этой территории, перешли за границу нашего округа, так как большие не могли здесь продержаться.

Но вот воинские части стали снова продвигаться на фронт, тем самым освобождая нашу территорию. Сейчас началось опять работа. Главным образом — ликвидация провокаторов и доносчиков. Весь этот трудный период времени мы пережили с другом Грыцьком и другом Чижом, каждую минуту меняя направление «отступления» в лесах. Ваш курьер, друг Ястреб ушел от меня еще 19 августа 1944 г., но без отчета, так как помешало беспрерывное передвижение. Вслед ему я послал отчеты на территорию друга Сергея. Мой связной попался, так как местность, по которой он должен был идти, прочесывалась военными. Затем послал еще троих с почтой от друга Грицька к Вам, но они до сих пор не вернулись!

Друг Ястреб получил от меня шестерых хорошо вооруженных воинов. Он приходил с ними к Вам? Записку от Вас в отношении отчетов за сентябрь я получил.

2. Удивляет меня, друг мой, и то, что с вашей стороны не было ни малейших стараний дать мне или переслать посредством Сергея какие-нибудь, хоть примитивные указания по работе в настоящей ситуации!

Правда, нынешние условия усложнили живую связь, но хорошо было бы, если б кто-нибудь от Вас время от времени наведывался на мою территорию. В противном случае получится то, что провод, оторванный от Вас, не будет фиксироваться, разобьется на части и будет действовать по собственному желанию, что будет на руку большевикам. На отчеты я не всегда возлагаю надежды, так как они бывают неточными и не являются зеркалом данной местности.

Для работы на моем участке необходимы постоянные указания и контроль. Поэтому прошу выслать представителя с обильным количеством инструкций (только не друга Емельяна!). Я не верю в то, чтобы не было никаких инструкций. Это значило бы, что СБ спит сладким сном.

5)    Сейчас же, как только войска стали выезжать, я вырвался к вам. Дошел до друга Сергея и тут узнал, что к Вам еще очень и очень далеко, а поэтому все свои желания и просьбы посылаю вместе с отчетом.

6)    Чтобы облегчить и ускорить связь со мной, я мог бы выслать подходящую кандидатуру курьера, знающего, где и как меня искать. Прошу сообщить, нужно ли это.

7)    Очень прошу сообщить вашему другу проводнику района, чтобы при разговоре в другом Гордеем уточнили раздел участков пропаганды. Население ждет от нас что-нибудь нового, но теряет надежду и настраивается пессимистически! Конечно, нужно на этом отрезке что-то проводить, потому что это настроение нас не устраивает и мы можем остаться офицерами без войска!

8)    Недавно умер от ран наш окружной хозяйственный реформист друг Екором.

9)    Моему заместителю стало скучно в СБ и он пошел в УПА. Но на днях я его верну.

10)    Поветовый проводник Жовк попал (следуя примеру друга Могилы).

11)    Было бы очень хорошо, если бы мы периодически получали какой-нибудь международный обзор и политической информации. Это было бы полезным.

12)    Вместе с отчетом посылаю вам три письма каких-то большевиков, писанные родным или знакомым. Они очень пригодятся для пропаганды.

13)    Друг Владко (агроном) раненый, попал в руки большевиков. Поймали его возле дома. Сидит он в НКГБ.

Связь с Яснэ пока через друга Сергея. Если бы вы на полдороге высылали связного, и мы выходили бы на полдороге, это помогло бы нам заключить тесный контакт. Я получал бы от вашего связного нужное мне, а Вы — от меня. От Вас он принес бы кой-какие вещи, а от меня — к Вам.

Слава Украине!

7/XI-44 г. 18 ч. 01м.

Гайром