Сообщение неустановленного лица в Главное управление государственной безопасности группенфюреру СС Г. Мюллеру о контактах УПА с вермахтом, полицией и учреждениями гражданской администрации

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.04.21
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 169-170
Архив: 
ЦДАВО Украіни. Ф. 4628. Oп. 1. Спр. 10. Арк. 253—255". Подлинник.

г. Львов

21 апреля 1944 г.

Перевод с немецкого языка

Совершенно секретно государственной важности

IV N-90/44

Львов    

Ценное    письмо    —    1050 рм

Два экземпляра

1 -й экземпляр

В Главное управление имперской безопасности,

группенфюреру СС Мюллеру (лично)

Берлин

Содержание: Контакты УПА (Украинская повстанческая армия) с вермахтом, полицией и учреждениями гражданской администрации

Предшествующие документы: мое донесение от 17 апреля 1944 г.с аналогичным номером по журналу размножения.

При новой встрече с ГЕРАСЫМИВСЬКИМI референт отдела N на основании полученных указаний со всей остротой и ясностью заявил, что в ходе переговоров бандеровская группа ОУН обещала ограничить террор против поляков и прекратить негативное влияние на украинскую позицию и на личный состав дивизии СС «Галиция». Несмотря на это германская сторона вынуждена констатировать, что банды УПА по-прежнему проводят карательные акции против поляков и принимают в свои ряды перебежчиков из украинской полиции и добровольческой дивизии СС «Галиция». Именно поэтому у охранной полиции создается впечатление, что бандеровская группа ОУН не желает честно сотрудничать с охранной полицией. ГЕРАСЫМИВСЬКЫЙ на это ответил, что именно польский вопрос и проблемы перебежчиков из украинской полиции и добровольческой дивизии СС «Галиция» являются наиболее трудноразрешимыми71. Хотя он, ГЕРАСЫМИВСЬКЫЙ, после обсуждения этих вопросов неоднократно подчеркивал в штабе, что охранная полиция придает им особо важное значение, но ему там каждый раз возражали в том смысле, что имеющие место недоразумения и несогласованности невозможно устранить одним махом, и что полиция тоже не прекращает борьбы против украинских националистов.

ГЕРАСЫМИВСЬКЫЙ заявил, что невыполнение определенных ожиданий, высказанных бандеровской группой ОУН в ходе переговоров с охранной полицией, может оказаться чрезвычайно опасным лично для него, как лица, на которое возложено поддержание связи с охранной полицией, так как он один без всякого прикрытия и без гарантий излагает и представляет в штабе ОУН требования охранной полиции. Ему лично, как, впрочем, и всей организации, представляется очень важным, чтобы такое прикрытие было обеспечено возможностью изложить позицию БАНДЕРЫ по вопросу о переговорах охранной полиции с бандеровской группой ОУН. Организация твердо уверена в том, что БАНДЕРА несомненно поддержит и одобрит нынешние контакты в интересах взаимного сотрудничества в борьбе с большевизмом. Как организация, так и ГЕРАСЫМИВСЬКЫЙ сам, считают необходимым, чтобы БАНДЕРА подтвердил эту точку зрения.

В этой связи он просит ходатайствовать перед компетентными инстанциями, которые должны дать разрешение на встречу представителя бандеровской группы ОУН, возможно самого ГЕРАСЫМИВСЬКОГО, с БАНДЕРОЙ. Время и место встречи с БАНДЕРОЙ может быть определено охранной полицией. Само собой разумеется, что на этой встрече с БАНДЕРОЙ мог бы присутствовать один из представителей охранной полиции, владеющий языком с тем, чтобы он мог затем доложить результаты этой встречи охранной полиции72.

Прошу по возможности скорее дать указания относительно этого предложения с тем, чтобы дать окончательный ответ ГЕРАСЫМИВСЬКОМУ.

Перевел А. Шевчук

___________________

I Имеется в виду И. Гриньох (Герасимовский).

71 По сообщению неустановленного лица из охранной полиции руководителю дивизии СС «Галичина» оберфюреру Фрайтагу от 18 апреля 1944 г. УПА «не соглашается возвращать перебежавших на ее сторону дезертиров добровольческой дивизии СС “Галичина” потому, что согласно германскому законодательству дезертиры и перебежчики караются за дезертирство смертной казнью». В ходе переговоров охранной полиции с фунционером ОУН последний «дал понять, что его организация будет готова отдать приказ подразделениям УПА возвратить всех перебежчиков и дезертиров в части добровольческой дивизии СС “Галичина”, если будут получены гарантии от охранной полиции о том, что возвратившиеся дезертиры не будут наказаны смертной казнью» (ЦГАВОВУ. Ф. 4628. Оп. 1.Д. 10. Л. 244-245).

72 Нацисты не сразу дали на это согласие. Лишь в начале осени 1944 г., по словам бывшего связного провода ОУН В. Чижевского, И. Гриньох в присутствии немцев встретился с Бандерой и проинформировал его о переговорах. По утверждению Чижевского, после этой встречи нацисты освободили из заключения С. Бандеру, Я. Стецко и около 100 других функциониров ОУН (КентійА. Указ. соч. Т. 2. С. 215).