Записка по ВЧ наркома госбезопасности УССР С.Р. Савченко в НКГБ СССР о положении в освобожденных районах Ровенской области

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.02.05
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 35-36
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 14. Л. 37-39. Подлинник.

5 февраля 1944 г.

Совершенно секретно

Передано из Киева по ВЧ

Москва, НКГБ СССР - тов. МЕРКУЛОВУ

тов. ФЕДОТОВУ

Освобожденный нашими частями г. Ровно в основном цел. Разрушения незначительные, населения в городе мало.

УНКГБ области передислоцировалось 4 февраля в г. Ровно и приступило к работе по очистке города.

Положение в освобожденных районах Ровенской области характеризуется следующим:

Территория Ровенской, как и Волынской, областей во время оккупации являлась основной базой ОУН бендеровского и УПА.

В ряде сел Корецкого, Людвигопольского и Ставрипского и др. районов Ровенской области с апреля месяца 1943 г. до освобождения их частями Красной Армии фактическими хозяевами положения являлись оуновцы и вооруженная банда УПА. Села эти возглавлялись бендеровскими старшинами, называвшимися «станичными».

По агентурным данным и захваченным документам, в управе полиции установлено, что оуновцы через УПА и службы безпеки совершили сотни убийств и поджогов, повсеместно грабили население, значительная часть мужского населения принудительно, «в порядке мобилизации», уводилась в леса в банду УПА, под угрозой уничтожения семей и родственников.

Особое внимание обращалось на увод в леса интеллигенции: врачей, фельдшеров, акушерок и т.д., вследствие чего и в освобожденных районах обращает на себя внимание наличие незначительного количества интеллигенции.

В некоторых селах при непосредственном приближении частей Красной Армии оуновцы полностью уводили население в леса и преимущественно всю молодежь.

В селах, целиком занятых оуновцами, были организованы госпитали, кузницы и мастерские по ремонту оружия и обуви; оставшиеся в селах женщины занимались пошивкой белья, одежды и заготовкой продуктов для УПА. Была организована заготовка и переработка сельскохозяйственных продуктов, мельницы и маслозаводы. Создавались базы продовольствия и оружия для УПА.

Летом и осенью 1943 г. бендеровцы провели массовый террор в отношении поляков, вырезая целиком семьи, имущество грабилось, хаты сжигали, вследствие чего польское население бежало из сел в города. В связи с этим зарегистрированы многочисленные факты, когда польское население с большим удовлетворением встречало приход Красной Армии.

Отдельные факты убийства поляков оуновцами зарегистрированы уже после освобождения районов областей, а также факты вооруженных нападений на мелкие подразделения частей Красной Армии и отдельных красноармейцев.

Установлено, что части отрядов УПА при приближении частей Красной Армии уходят на Запад и Прикарпатье, а часть остается в лесах на освобожденной территории.

В связи с тем, что к последнему времени в районе действий УПА все польское население было разогнано и ограблено, банды УПА стали грабить и украинское население. В связи с этим авторитет УПА среди части украинского населения упал.

Установлено, что руководством УПА и ОУН оставлена директива остающимся в нашем тылу - проникнуть в Красную Армию, чтобы избежать репрессий за бандитскую деятельность и вести разложенческую работу, приобретать оружие.

Установлены случаи, когда низовка УПА, особенно из числа «мобилизованных», скрывается в лесах и не возвращается в села, боясь репрессий наших органов. Между тем органы «Смерш» передовых частей без разбора производят аресты оуновцев и участников УПА, не согласовывая с нашими органами, затрагивая в том числе и низовку ОУН и УПА, а в некоторых случаях пытались предавать их полевому суду, чтобы вешать, что значительно затрудняет работу по разложению низовки УПА.

Не случайно на освобожденной территории УПА оставляет группу, так называемую «Службу безпеки», с заданием вести разведку и диверсионную работу в нашем тылу, совершать террористические акты над советско-партийным активом и работниками УНКГБ и НКВД, уничтожать низовые органы советской власти, выявлять и уничтожать помогающую в восстановлении советской власти агентуру органов НКГБ и НКВД.

В Корецком и Сарненском районах уже отмечены случаи увода и уничтожения нашей агентуры.

Во многих освобожденных пунктах свирепствует эпидемия сыпного тифа, ввиду недостаточной медицинской помощи отмечается большая смертность.

В освобожденных селах вовсе нет соли, в которой население испытывает острую нужду. Рынок не организован.

Во все освобожденные районы Ровенской области вызваны оперативные группы для производства арестов, выявления оуновских руководителей, актива и организации агентурно-следственной работы по выявлению оуновского подполья и разложения рядов УПА.

Нарком госбезопасности УССР

Савченко

Резолюции: Т. Козлову. 9/2.

Т. Дикому. Заведите отдельное дело по наблюдению за ОУН в Ровенской и Волынской областях. Козлов. 10/II [19]44 г.