Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае И. Т. Луганца-Орельского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 29 декабря 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.12.29
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 689-690.

29 декабря 1937 г.

Имел 28 декабря в Учане беседу с Чан Кай-ши. После обмена приветствиями и обычными фразами протокольного характера Чан Кай-ши сначала просил отложить деловой разговор на следующее свидание, но затем решил сделать сообщение для немедленной передачи Советскому правительству (при этом удалил всех, кроме Чжан Чуна). Чан Кай-ши сообщил, что 27 декабря германский посол в Китае Траутман снова посетил его и заявил, что он, Траутман, не беря на себя никакой ответственности, а также без какой-либо ответственности со стороны германского правительства, принял просьбу японского правительства предложить Китаю мир на следующих четырех условиях: 1. Китай должен отказаться от своей политики борьбы с Японией, союза с коммунистами и от политики против Маньчжоу-Го. Китай, Япония и Маньчжоу-Го должны совместно принимать меры предосторожности против коммунизма. 2. Демилитаризация районов, «которые будут признаны необходимыми для демилитаризации», и «создание специфической организации» (примечание: характер и район расположения этой организации германским послом не уточнены). 3. Экономическое сотрудничество Китая, Японии и Маньчжоу-Го. 4. Уплата Китаем соответствующей контрибуции Японии.

На мой вопрос о мнении Чан Кай-ши и китайского правительства по существу сделанных предложений Чан Кай-ши заявил, что «Китай это предложение оставляет без ответа и будет продолжать сопротивление до конца»[1]. После того как я (по просьбе Чан Кай-ши) изложил точку зрения Советского правительства на китайско-японскую войну и взаимоотношения между Китаем и СССР, Чан Кай-ши просил дополнить сообщение Советскому правительству еще следующими словами: «Положение таково, что если СССР не выступит открыто вооруженной силой на помощь Китаю, то поражение Китая неизбежно. Сейчас Япония создала уже в Северном Китае лжеправительство и наряду с этим предлагает Китаю мир, добиваясь дешевых условий. В связи с этим среди китайских общественных кругов, особенно интеллигенции, начинают укрепляться настроения: поскольку надежды на военное выступление СССР оказались необоснованными, поражение неизбежно и лучше поддержать японофильское правительство».

В дальнейшей беседе, длившейся около 2 час. 30 мин., Чан Кай-ши развивал мысль «о поражении Китая в случае невыступления СССР», о своевременности и выгодности для СССР выступить в данный момент, о пораженческих настроениях среди общественных кругов и даже в армии (что усиливается «мягкими» условиями мира, предложенными Японией), указывал, что крайне необходима помощь со стороны СССР штабными офицерами и специалистами. Чан Кай-ши особо просил сообщить просьбу о присылке военных работников для заполнения должностей штабных офицеров. Кроме того. Чан Кай-ши сообщил мне, что он формирует 20 новых дивизий, которые по его плану должны быть готовы через шесть месяцев. Поэтому он просит поставить перед Советским правительством вопрос об обеспечении (в порядке оказания технической помощи) этих дивизий вооружением, штабными офицерами, автотранспортом, артиллерией и другими техническими средствами. Все это ему крайне необходимо получить в течение трех месяцев для того, чтобы дивизии были готовы через шесть месяцев.

Полпред


[1] 31 декабря 1937 г. И. Т. Луганец-Орельский направил в НКИД СССР дополнительно следующую информацию: «1. По полученным дополнительно данным, германский посол Траутман действительно посещал Чан Кай-ши, кроме того, с аналогичными предложениями он посетил Ван Цзин-вэя, Куна и Бай Чун-си. 2. По одним данным, Чан Кай-ши ничего не ответил на предложение Траутмана, по другим — Чан Кай-ши ответил, что подумает, и, не желая брать на себя ответственность за отказ вести переговоры, собирает конференцию ответственных руководителей для принятия решения. 3. Ван Цзин-вэй и Кун якобы приветствуют предложение о переговорах. 4. Что же касается Бай Чун-си, то он якобы за переговоры, но только настаивает на предварительном условии — выводе японских войск с территории Китая. Для предъявления этого условия Бай Чун-си предложил Чан Кай-ши послать делегатов в Нанкин к японцам. Чан Кай-ши отклонил посылку делегатов».

Со своей стороны полпред СССР в Японии М. М. Славуцкий в письме в НКИД СССР от 13 декабря 1937 г. отмечал: «Для всех здесь сейчас абсолютно ясно, что Япония хотела бы покончить войну с Китаем. Короткий период войны уже поставил Японию перед исключительными трудностями, а дальнейшая затяжка потребует предельного напряжения страны. Необходимость покончить с этой войной понятна и для японских союзников.

Понимает  это хорошо особенно Германия, и она стремится высвободить Японию из затяжной войны и угрозы кризиса. Говорят, что [посол Германии в Японии] Дирксен сделал Хирота специальное представление в этом смысле. Здесь также известно, что немцы предпринимают всевозможные шаги в Китае для того чтобы склонить Китай к мирным переговорам с Японией; и это естественно: Германии нужен союзник сильный, у которого к тому же были бы развязаны руки, между тем как этот союзник все более увязает в Китае».