Отчет неустановленного лица о карательных действиях немцев, польских вооруженных формирований и партизан на территории округа Сокаль в сентябре—октябре 1943 г.
15 ноября 1943 г.
ОТЧЕТ
о: а) немецких преступных актах;
б) польских преступных актах: сентябрь —октябрь 1943 г.
А)
СОКАЛЬ ОКР.
Дня 17 сентября 1943 г. в 4 часа утра немцы в количестве 50 чел. окружили с. Ксаворивку пов[ит] Сокаль. Всех людей согнали в местный лигеншафт1, а в селе провели краткую ревизию. Нашли у одного поляка ручную гранату, а у другого трех евреев. Обоих упомянутых поляков полиция арестовала. К собранным людям обратился один из лигеншафтовцев. Он сказал: «Немецкий солдат освободил вас от большевистской неволи, от Сибири и он вас дальше охраняет, чтобы вы могли спокойно работать, а вы готовите восстание против нас. Вы имеете связи с бандитами из Волыни». Потом зачитал список из 15-ти наиболее известных крестьян и молодежи, которых отвезли в Сокаль и там по одному водили на допрос. Мы узнали позднее, что тогда названные [лица] были арестованы по доносу одного местного поляка, лесника, который подготовил список упомянутых выше крестьян.
Дня 8 сентября местные поляки из с. Варани Перетоки уе[зд] Сокаль донесли в гестапо, что в селе находятся партизаны с Волыни. Немцы окружили село, забрали 28 человек и много скота. Людей, которых поймали, кидали связанными в автомобили и потом отвозили в Сокаль. В селе в это время действительно была мельниковская группа в количестве 100 человек (это недобитые, которые сбежали с Волыни от УПА). Банда была хорошо вооружена, не очень пряталась и ходила себе с оружием.
Дня 8 сентября 1943 г. немцы арестовали 8 человек из села Тартакова уе[зда] Сокаль. Это были жертвы польских доносов. Немцы были также у других граждан, но не застали их в жилищах.
Немецкая шуцполиция из Радехова сделала несколько грабительских набегов.
Дня 17 сентября в с. Хмельно уе[зда] Радехов, а 18 сентября 1943 г. в селах Рудно и Степановка группа в количестве 4 человек и одной женщины (полька-переводчица) произвела акцию по принуждению отдельных укр. крестьян к выплате денежных штрафов в общей сумме по 1900 злотых за какие-то мелочи. Без выдачи каких бы то ни было свидетельств забирали бесплатно домашнюю птицу и отбирали такие личные вещи, как сукно, часы и т.п. Об этих фактах донесли командиру немецкой жандармерии, который потребовал от волостных организаций собрать все протоколы от отдельных лиц и заявил, что накажет упомянутых полицейских.
Дня 4 сентября 1943 г. двоих пьяных немцев нашли под церковью в с. Тартаков, где совершалась вечерняя служба. Они начали бить людей. Молодые из церкви убежали, остались только старые, и одного старика сильно побили.
Дня 17 сентября 1943 г. в два-три часа ночи немцы в количестве 300 человек окружили село Корчин по [вита] Сокаль. Согнали людей на площадь перед общественным домом, выбрали среди собранных людей молодых (парней и девушек) количеством около 50 человек, погрузили их в машины и вывезли во Львов. А оттуда в Рейх на работы. Акцию возглавлял крайсгауптман Неринг, ландкомиссар Сокаля Миллер, офицер из СД и бецирксландвирт. Людям, которые убегали во время облавы, стреляли в ноги. Застрелили двоих и одного ранили, который вскоре умер. Во время акции захватили немцы мануфактуру и другие вещи, которые были собственностью одного купца-украинца.
Дня 24 сентября 1943 г. гестапо вместе с криминальной полицией в количестве 20 человек заехали в село Яструбич по[вита] Сокаль в 12 часу ночи, спросили старосту о некоторых людях и приказали старосте никому об их пребывании в селе не говорить. Они уехали в село Гоголево и там произвели обыск у Стельмащука, Г. Бендики, Андрущука, их арестовали и отвезли в Сокаль в криминал [полицию].
Дня 16 сентября ландкомиссар в сопровождении одного немецкого и одного украинского полицейских задержал проезжающего на велосипеде украинца Мандрыка Владимира, сотрудника укр. комитета, проверил у него документы и приказал садиться в машину, как арестованному. Тот начал стрелять и убил шофера, в это время ландкомиссар поймал его, втащил в машину и отдал в руки гестапо. Через несколько дней Мандрика застрелили во Львове вместе с другими заложниками на Стрелецкой площади.
Дня 6 октября 1943 г. немецкая жандармерия арестовала в по[вите] Стоянов, Радехов 18 хозяев за неполную сдачу в перечне поставок, которых через три дня отпустили.
В селе Волоничне немцы провели акцию по поимке людей, в результате которой были обысканы 35 человек. Окружили ночью село и во время обыска ограбили отдельных крестьян, обыскивая у людей ящики и кадушки. В этой акции принимал участие крайсгауптман Неринг. В результате этой акции были обысканы старые женщины в упомянутом выше количестве. Молодежь убежала. Немецкая банда не была этим довольна.
Дня 16 октября 1943 г. в с. Горшове гестапо во главе с известным садистом Китером арестовала 5 женщин, которые пропустили несколько рабочих дней у гленшафта. При аресте вели себя очень грубо. Одна женщина кормила грудью ребенка, а Китер оторвал ребенка от груди и бросил на постель. Когда женщина хотела положить ребенка, который раскричался, он ударил кулаком по голове, и она повалилась на землю. Арестованных доставили в Сокаль.
Дня 20 октября 1943 г. две сотни немецкого вермахта окружило с. Волонин. Шуцполицаи в количестве 100 человек провели массовые аресты людей, пригодных для физических работ. Поймано 80 человек, из которых часть вывезена на работы в Рейх, а остальные отправлены во Львов в <лягру>. По сравнению с количеством захваченных не хватает 25 человек. Другие убежали из <лягры > или из транспорта. Среди убежавших была молодежь, которая своевременно была извещена, и убежала в лес или спряталась где-то в постройках. Во время облавы забрали много свиней, овец, много овечьих шкур и скота, а также во время обысков были изъяты различные нарядные вещи.
Дня 22 октября 1943 г. в 9-м часу нем. полиция в количестве 3-х человек в Стоянове пов[ит] Радехов застрелила при попытке к бегству Дасюка.
Б)
(польские преступные акты)
СОКАЛЬ ОКР.
Вечером дня 16 сентября 1943 г. в село Васили пов[ита] Белз приехали на фурах 15 вооруженных лиц, зашли в кооператив (где собрались около 15 человек местных граждан), забрали несколько литров водки <контінгантівки> и 2 тыс. зл. Из кооперативной кассы, а из населения захватили 4 человек как заложников, выехали из села и через несколько километров от села заложников освободили и поехали к ближайшему лесу. Говорили по-польски и по-русски. Были это, наверное, поляки.
Дня 11 октября 1943 г. польские боевики убили Мирослава Пшебского, украинца, сына священника, село Хоробрив, пов[ит] Белз, который ехал вместе с другими работниками волости Крицев (Холмщина).
Дня 9 октября 1943 г. в 12 часов дня на шоссе Кристополь — Радехов, между селами Корчин и Поздимир, два поляка, которые ехали на велосипедах, убили немца Тиля, руководителя Эрнерунгсамта2 в Камянце Стрелецкой. Он ехал на фуре и задержал двоих вышеназванных лиц, те вытащили револьверы и убили его.
Дня 16 октября 1943 г. ночью ограбили склеп <времені> в Сокале. Украинцы из Крипо раскрыли это дело. Исполнителями были один фольксдойч и поляк (служащий криминальной полиции). У названных [лиц] найдена масса шкур. Их арестовали, и после обыска нашли у них патефон и другие вещи замученной летом хозяйки украинского ресторана.
Известия о событиях в Красном
Ночью с 8 на 9 ноября в село Красное пов[ит] Злочев прибыла банда, которая говорила [на] польском и ломаном украинском языке. Нападающие прибыли подводами к хозяину Нагорному (он жил за селом, через поле от села Ферлиевки). Они силой ворвались в хату и замучили целую семью. Часом позже, в 10 час. 30 мин. из Русидова приехала еще одна группа вооруженных бандитов. Эта группа напала на дом украинца Сосули и его полностью уничтожила. Самого Сосули дома не застали, только его слугу, которому удалось убежать и предупредить Сосулю. Извещенный Сосуля возвращался домой, его встретили бандиты, и после его объяснения, что он был на страже, забрали его в Нагорное. Там были уже шесть задержанных местных крестьян. В Нагорном нападающие разделились на две группы, одна из них пошла грабить союз кооперативов, а другая дом Постелюков. Бандиты прорвались к Постелюкам силой. При этом они замучили сына Постелюков, члена ОУН (Черного). После этого приказали Постелюку отправляться к гражд. управе, и в момент, когда Постелюк показывал, где его погреб, двумя выстрелами бандиты его убили. В погребе сняли с него туфли и одежду. Туда же бросили окровавленного его сына Черного. Вернулись в хату, один из них хотел еще убить мать Черного, однако пистолет дал осечку, и он не рискнул. Другие бандиты грабили дом. Один из них хотел снять с сестры Черного сережки (кульчики), но, увидев, что они не были золотые, оставил их и при этом сказал по-польски <«Маш щенсъце» >, а матери Черного, которая плакала, сказал также на польском языке: «Чего плачешь, сука старая».
Бандиты с награбленным имуществом отъехали в направлении Львова. В селе Русилове обратили внимание на 5 подвод по 6-8 человек на каждой. Подводы эти поехали к фольварку Кайзервальд (около Львова). Население сильно возмущено, угрожает расплатой. Есть опасность, что население может начать стихийно расправляться с мирными поляками. Потому, что нет никаких сомнений, что этими бандитами были поляки.
Сообщение о событиях в селе Сасов и др.
Ночью с 8 на 9 ноября в селе Сасов бандиты в количестве 30 человек напали на дом украинского священника о. Ликса. Они замучили всю семью и ограбили дом. После стреляли по помещениям укр. полиции, а для маскировки себя побили окна у польского ксендза. Нападающие говорили на польском и на немецком языках.
Ночью с 1 на 2 ноября польская банда в количестве 200 человек, хорошо вооруженная, окружила село Волю Велику (Любачев) и начали стрелять. Село ответило обороной, в результате убиты 6 крестьян. Отступая, банда подожгла строения, и сгорели 15 хозяйств. В связи с этим население требует реакции.
Ставка. 15 ноября 1943 г.3
_____________________
1 Liegenschaft (нем.) — земельный участок с постройками, имение.
2 Emaehrungsamt (нем.). — отдел питания (кормления).
3 Подпись отсутствует.