Спецсообщение начальника 3 отдела 4 Управления НКГБ СССР Л.И. Сташко наркому госбезопасности СССР В.Н. Меркулову о терроре украинских националистов и подготовке ОУН к уходу в подполье

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1943.10.21
Источник: 
Украинские националистические организации в годы Второй Мировой Войны". т.1. 1939-1943. Москва. РОССПЭН. 2012, стр. 712-713
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 7. Л. 108—109. Подлинник.

21 октября 1943 г.

№4/8/4119

Совершенно секретно

СПЕЦСООБЩЕНИЕ

Народному комиссару государственной безопасности Союза ССР

тов. МЕРКУЛОВУ

Из района г. Ровно УССР    

Получено 17 октября 1943 г.

«По данным отдельных групп быв. военнопленных, захваченных в свое время бандеровцами и перешедших к нам с оружием в руках, Деятельность бандеровцев в последний период сводится к усиленной чистке своих рядов от лиц, подозрительных в сочувствии Советской власти. Во многих населенных пунктах ими проводится террор в отношении советских служащих и активистов.

*Наблюдается усиленное дезертирство из многих соединений УПА* (Украинская повстанческая армия) командного и рядового состава, главным образом, из числа выходцев из восточных областей, бывших советских военнопленных, которые уходят группами и одиночками с оружием в леса к партизанам. В связи с этим издан секретный приказ командования УПА об обезоруживании их и ликвидации ненадежных.

Материалы, поступающие от пленных бандеровцев, свидетельствуют о том, что отправка на Восток вооруженных групп УПА успеха не имела, большинство таких групп в пути на Восток были разбиты и разоружены партизанами. За последнее время практикуется посылка на Восток одиночек и мелких групп пропагандистов1.

В связи с наступлением Красной Армии бандеровцы готовятся к уходу в подполье. Для сохранения вооруженной силы намечается отправка частей УПА за р. Буг. Во многих селах и райцентрах организованы ячейки для проведения агитационной работы среди населения. Созданы курсы для обучения сельских и районных руководителей ОУН. В обучении наибольшее значение придается конспирации в целях подготовки кадров для подпольной работы. В этих же селах существуют боевые группы численностью в 10-15 чел., большинство без оружия, составляющие повстанческие кадры.

Бандеровцы проводят усиленную вербовочную работу среди националов, находящихся в немецких «восточных легионах», привлекая их в свои ряды обманным путем под видом партизан. Ими распространяются листовки и воззвания к националам. В некоторых случаях вербовка у бандеровцев проходила успешно. К ним перешло несколько вооруженных групп националов.

Вооруженные части УПА общей численностью свыше 1 тыс. чел. в настоящее время концентрируются, главным образом, в Колковском районе Ровенской области.

Во главе соединений УПА в Колковском районе стоит петлюровский полковник СТУПНИЦКИЙ, житель Острога, где он работал при Советской власти агрономом под фамилией ЧАЙКА. Жена его выслана в Казахстан. Адъютантом СТУПНИЦКОГО является петлюровский офицер КРИСЬКО, воспитанник КОНОВАЛЬЦА, жил в эмиграции в Германии, где окончил школу летчиков.

В сентябре бандеровцы имели несколько стычек с отрядами Бульбы, часть которых они обезоружили, а часть бульбовцев перешла добровольно к бандеровцам. Были захвачены в плен два полковника штаба Бульбы и его жена. БУЛЬБА с небольшой вооруженной группой якобы скрылся. МЕДВЕДЕВ».

Начальник 3 отдела 4 Управления НКГБ СССР

СТАШКО

Помета: Наркому доложено. Возвратить.

_____________________

1 УПА придавала важное значение распространению своего влияния на восточные территории Украины. В мае 1943 г. состоялся первый рейд отрядов УПА в леса Житомирской области, в октябре 1943 г. — на территорию Каменец-Подольской области. Однако вызвать доверие и поддержку населения на этой территории украинским националистам оказалось весьма сложно. По мнению A. Кентия, задача овладения восточной территорией Украины и создания там боевых формирований повстанческой армии не была выполнена. Кроме кратковременных рейдов, ОУН-УПА не удалось создать на этой территории постоянно действующих формирований из местного населения. (Кентій А. Указ. соч. Том 2. С. 108—111.)