Поэты Июльской революции

Реквизиты

Юрий Иванович Данилин

ПОЭТЫ ИЮЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Коммунистическая Академия при ЦИК СССР
Институт Литературы и Искусства

Москва: Художественная литература. 1933


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА

Часть первая

1. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАКАНУНЕ ИЮЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Буржуазная и мелкобуржуазная демократия. Феодально-католическая реакция 20-х гг. Социально-экономические основы Реставрации Борьба демократии против Реставрации Революционная поэзия 20-х гг. Сатира первых лет Реставрации. Бонапартистская сатира Бартелеми и Мери «Виллелиада» и ее подражания. Социально-политическая песня Реставрации. Бонапартистская песня Дебро и Лепажа. Песня Беранже. Борьба Беранже с Реставрацией Беранже как поэт мелкобуржуазной демократии. Творчество ранних поэтов-рабочих Поэты провинциальной Франции. Парижские кружки песенников-рабочих. Активизация революционной литературы к концу 20-х гг. Преследования революционной литературы при Карле X. Июльская революция

 

2. ГИМНЫ и ПЕСНИ ИЮЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1830—1831)

Гимны Июльской революции. «Три цвета». Сборник Эмиля Дебро. Гимны поэтов-рабочих Поэма о революции Жюля Мерсье. Массовая песня Июльской революции. Сатирическое изображение Реставрации. Воспевание деталей революционного быта. Патриотические песни. Приветствия Луи-Филиппу и надежды на золотой век. Тема зарубежных революций. Положение мелкой буржуазии и пролетариата после революции. Финансовая аристократия. Меняющееся отношение массовой поэзии к Луи-Филиппу. Разочарование масс в июльской монархии. Завершилась ли революция? Массовая поэзия превращается в республиканскую. Рецидив лирики 1830 г. — явление буржуазной реакции. Сборник Н.Анри. Появление охранительной темы

 

3. САТИРА ИЮЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1830—1831 гг. БАРБЬЕ

Подъем сатиры в поэзии Июльской революции. Барбье и революционная литература. «Добыча». Апофеоз революционной «черни» и бичевание финансовой аристократии. Идеология верхушки мелкой буржуазии. «Лев». Барбье и первые восстания 30-х гг. «Известность» и «Восстание». Пессимизм Барбье. Враждебность к пролетариату. Отрицание Июльской революции. Барбье и Данте. Контрреволюционный либерализм Барбье. Критика о «Ямбах». Отношение дворянства к Июльской революции. Контрреволюционная дворянская сатира 1830 г. Суд над министрами Карла X и ода Ламартина. Легитимистское и либеральное крыло дворянства. Сатира Антони Дешана. Близость сатир Барбье и Дешана. Последующий путь Барбье

 

4. САТИРА 1831—1832 гг. «НЕМЕЗИДА»

Бартелеми и Мери накануне Июльской революции и после нее. «Немезида». Вопрос об авторстве. Предисловие к «Немезиде». Вражда Бартелеми к правительству и дворянству. Призыв к новой революции. Рабочий класс в изображении «Немезиды». Классовая позиция Бартелеми. Как менялось отношение Бартелеми к пролетариату. Бонапартистская демагогия «Немезиды». Апелляция Бартелеми к мелкобуржуазной демократии. История с подкупом Бартелеми. Легитимисты о «Немезиде». Причины влияния «Немезиды» на социально-политическую лирику последующих лет. Замолчанность этой сатиры. — Массовая сатира начала 30-х гг. «Крик пролетария». «Пролетарий». Массовая сатира остается мелкобуржуазной, а ее установки — буржуазно-демократическими. Влияние республиканской массовой сатиры на последующую лирику 30-х гг. Сатира Июльской революции стожилась под влиянием «Немезиды» и массовой республиканской сатиры. Парижские и провинциальные подражания «Немезиде». Судебные преследования. Поэт-республиканец Бастид

 

5. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПЕСНЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 30-х гг.

Расслоение республиканской поэзии. Первый этап лево-республиканской лирики. Петрюс Борель, его сатиры и афоризмы. Песня умеренных республиканцев в начале 30-х гг. Беранже. Ожесточение классовой борьбы и буржуазная реакция. Июньское восстание 1832 г. и его отражение в литературе. Расслоение республиканской партии. Буржуазные и «левые» республиканцы. Значение июньского восстания для творческой перестройки Беранже Песни Беранже против июльской монархии. «Гуманитарные» песни. «Социалистические» песни. «Республиканские стихотворения» (1834) — массовая республиканская песня. Песня умеренных республиканцев и круг ее тем. Разочарование в июльской монархии. Насмешки над Луи-Филиппом. Осуждение правительственной политики. Привет зарубежным революциям. Мечты о золотом веке демократии. Массовая песня левых республиканцев. Тема социальных противоречий и тяжелого положения пролетариата. Песни Альтароша. Тема восстания. Песни к армии. Песни левых республиканцев, отражающие влияние пролетариата. Буржуазная реакция и революционная песня. Жанровое перестроение песни после Июльской революции. «Демократизация» жанра песни. Рост песенных обществ в 30-х гг.

 

 

Часть вторая

6. ЖАН ПЬЕР ВЕЙРА

Новый этап пути мелкобуржуазной демократии. Детство и юность Вейра. Влияния реакционно-аристократического романтизма. Мечты о свободе. Савойя начала 30-х гг. Вейра и Ламартин. «Отшельник Сен-Сатурнена». Влияния «Немезиды». Реакция в Савойе. Путешествие отца Гюйона. Инцидент в соборе. Эмиграция Вейра. Париж. Переписка с Бартелеми. Вейра и Шатобриан. Разочарование в Ламартине. «Итальянские стихотворения» и круг их тем. Подавленность Вейра. Переезд в Лион

 

7. ЛУИ АГАТ БЕРТО

Замолчанный поэт. Отзыв Ларданше. Рождение и детство Берто. Обстоятельства первого лионского восстания Письмо Марселины Деборд-Вальмор. Берто в Лионе. Сатира «Асмодеи». Суд над Берто. Литературные оды 30-х гг., суд над Ноэлем Парфэ. Знакомство с Вейра. «Собирательница колосьев» Берто и Вейра

 

8. «КРАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1833)

«Красный человек» как документ поэзии лионских восстаний. «Пролетарская песня» Корреара. Пролог «Красного человека». Миссия поэтов — социальная месть. Сент-Бёв и Бертье о «Красном человеке. Влияния «Немезиды». «Красный человек» — романтическая сатира. Тема итальянского освободительного движения. Нападение на правительство июльской монархии. Угрозы королю. Предстоящее гильотинирование Луи Филиппа. Прославление республики. Призывы к революции. Социальные мечтания. Нападение на Сардинскую монархию. Тайный приезд Вейра в Савойю. Смертные приговоры в Савойе за распространение революционной литературы. Плач по казненным савойским революционерам. Призыв к казни Шарля Альбера. Причины прекращения «Красного человека». Последние стихотворения. Доля авторства Берто и Вейра. Республиканско-демократическая идеология «Красного человека». Берто и Вейра — идеологи мелкобуржуазной интеллигенции ремесленно-крестьянского происхождения. Путь этой группы в классовой борьбе 30-х гг. «Красный человек» как документ разочарования масс в буржуазно-демократических иллюзиях. Причины слабости мелкобуржуазной демократии. Стилистические особенности «Красного человека»

 

9. ЭЖЕЗИПП МОРО (1810-1838)

Отзыв Бодлэра. Детство Моро. Духовная семинария. Наборщик в типографии. Первые песни. Знакомство с Лебреном. Свободолюбивые мечты. Отъезд Моро в Париж. Типография Дидо. Участие Моро в Июльской революции. Отношение буржуазных биографов к этому эпизоду. Моро об Июльской революции. Безработица Моро. Письмо к «сестре». Безработица парижского пролетариата зимой 1830—31 гг. В «дурной компании». Анакреонтические песни Моро. Эротические мотивы. Любовь и революция. Попытка Моро стать учителем. Новая безработица. Разочарование в Париже. Страшный 1832 год. Жажда смерти. Участие Моро в июньском восстании. Песня «5 и 6 июня 1832». Больница. Мысли о Жильбере. Дни счастья: «Ферма и фермерша» Возвращение в Провен. Моро о Беранже и о Бартелеми

 

10. «ДИОГЕН» (1833)

«Диоген». Моро о своей литературной миссии. Сознание связи с массами. Моро о деятелях Конвента. Оправдание революционного террора. Борьба с феодализмом. Насмешка над легитимистами. Моро о Шатобриане. Отношение Моро к Наполеону. Моро против бонапартистов. Анализ социальной сатиры «Диогена». Противоречия нищеты и богатства. Призывы к богачам. Революционное кипение «Зимы». Смутные стремления к коммунизму. Вражда к духовенству. Реакция в Провене. «Поэт в провинции». Причины прекращения «Диогена». Дуэль. Моро, как представитель интеллигенции ремесленно-крестьянского происхождения. Промежуточная позиция Моро между романтизмом и классицизмом. Сент-Бёв о Моро — живом и мертвом

 

 

Часть третья

11. БУРЖУАЗНАЯ РЕАКЦИЯ 30-х гг. и ее ВЛИЯНИЕ на ЛИТЕРАТУРУ

Нарастание общественного недовольства к середине 30-х гг. Легитимистская литература. Романы Арленкура Позиция Виньи. Республиканские романы Сулье. Радикальная драматургия: Феликс Пиа. Легитимистские и республиканские памфлетисты. Попытки легитимистов объединиться с республиканцами. Борьба за образ «мальчика на баррикаде». Нарастание буржуазной реакции к середине 30-х гг. Ее поход против исторического романа и драматургии. Эстетические требования буржуазной реакции. Покушения на Луи-Филиппа. «Сентябрьские законы». Удушение оппозиционной печати. Расслоение лагеря оппозиции Примирение части дворянства с Луи-Филиппом. Мюссе. Соглашение либеральной мелкой буржуазии с июльской монархией; новая эволюция Гюго. Блок буржуазных республиканцев с буржуазной реакцией, «манифест» Д.Низара. Реакция в «низах» общества. Расслоение революционного лагеря. Легальная оппозиция. Новые песни Альтароша Борьба реакции с революционной лирикой Контрреспубликанская сатира Конфискации, суды, тюрьмы. Уход революционной поэзии в подполье. Буржуазная реакция и дело Ласенэра. Попытка дискредитировать революционную поэзию. Отношение Моро к Ласенэру

 

12. НИЩАЯ БОГЕМА 30-х гг. СМЕРТЬ МОРО

Вейра и Берто в Париже, «Жискетеида». Возобновление «Красного человека» и окончательная его смерть. Приезд Моро в Париж. «Визит» Моро к префекту полиции. Сближение авторов «Красного человека» с Моро. Богема 30-х гг. и ее группировки. Золотая богема. Нищая богема. Элиза Меркёр. Нищая богема — убежище политических поэтов. Алоизиус Бертран. Самоубийство Ле Бра и Эскусса. Самоубийство Жюля Мерсье. Самоубийство Буайе. Богема улицы Искусств. Зеленый сюртук. Премьера «Чаттертона». Безвременье. Попытки Моро к самоубийству. Колебания Моро и его покаяние. Моро в дворянских салонах. Рецидивы революционной лирики. Неустойчивость Моро и люмпен-пролетарские влияния. Издание «Незабудки». Смерть Моро. Отношение к Моро писателей-рабочих. Место Моро во французской литературе

 

13. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВЕЙРА

Вейра и его бедствия. Разочарованные настроения. «XIII ноября, или Невеста карбонария». Перелом Вейра. Колебания Прощание с землей Распад богемы улицы Искусств. Кающийся Вейра. Возвращение в Савойю. Ренегатская «Чаша изгнания». Последние годы и смерть Вейра

 

14. КОНЕЦ БЕРТО

«Молеида». Работа Берто в журналистике. Мысли о самоубийстве. «Поэма «Нищие». Пессимистические настроения. «Нищие» как новый этап в развитии сознания мелкобуржуазной демократии. Ликвидаторский смысл поэмы в отношении революционного движения. Последние годы Берто. Смерть поэта. Отзыв Сент-Бёва

 

15. СЕН-СИМОНИСТСКАЯ ПОЭЗИЯ 30-х ГОДОВ

Сен-симонизм и его распространение среди ремесленников. Раскол сен-симонистской общины в 1831 г. Отношение промышленной буржуазии к сен-симонизму. Взгляды сен-симонистов на искусство. Сен-симонистская поэзия как отрицание поэзии Июльской революции. Два крыла сен-симонистской поэзии. Консервативное крыло и его оптимизм. Отрицание революционного пути. Тематика и формальные особенности консервативного крыла сен-симонистской поэзии. Замазывание социальных противоречий и лакировка буржуазной действительности. Пессимизм «радикального» крыла сен-симонистской поэзии Тема социальных противоречий. Разочарование в буржуазно-демократических иллюзиях. Поэтика радикального крыла сен-симонистской поэзии. Элиза Флери и крестьяне-эмигранты. Связь сен-симонистской лирики с поэзией Июльской революции. Значение темы будущего. Противоречивость сен-симонистской поэзии. Причины краха сен-симонистской поэзии. Ее вырождение в культ голого индустриализма. Социализм и коммунизм. Песни Лашамбоди


биографические справки о персонажах этой книги

портреты