Из сообщения Генерального комиссара Волыни и Подолии в рейхскомиссариат Украины об общем состоянии и деятельности политического руководства области

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1943.04.30
Источник: 
Украинские националистические организации в годы Второй Мировой Войны". т.1. 1939-1943. Москва. РОССПЭН. 2012, стр. 617-620
Архив: 
BA. R 94/17. В1. 1—7. Копия. Перевод с немецкого языка

г. Луцк    

30 апреля 1943 г.

Генеральный комиссар

Волыни и Подолии -ZI-

Отчет о положении дел в марте-апреле 1943 г. (Л. 1 —36)1

I. Обшие вопросы

1.    Центральный отдел

Об особых происшествиях и наблюдениях не сообщалось.

2.    Отдел кадров.

В последнее время к отделу кадров было приписано некоторое количество сотрудников в распоряжение Главного отдела по труду. То же касается и Главного отдела финансового управления. Вследствие этого в работе Главного отдела по труду наблюдается некоторое снижение напряженности.

Серьезные трудности возникнут особенно в некоторых областных администрациях, если намечавшийся набор тех, кто родился в 1908 г. и раньше, будет проводиться безоглядно.

Известные трудности вызывает то, что штат учреждений генерального комиссара все еще не согласован, вследствие чего до сих пор царит неясность относительно того, сколько ставок имеется в его распоряжении. По этой причине нельзя в полном объеме выдать униформу сотрудникам.

3.    Отдел строительства и поставок

Об особых происшествиях и наблюдениях не сообщалось.

II. Общеполитические вопросы

В Подолии не наблюдается никаких принципиальных перемен в политическом положении, за исключением того, что в Ярмолинцах и Каменец-Подольске впервые появились небольшие банды, очевидно, украинские националисты.

На Волыни положение существенно обострилось, это доказывает усиление бандитской деятельности. В то время как в северных и восточных областях, особенно в Пинске, Столине, Сарнах и Костополе террор осуществляют преимущественно советские банды, в западных и южных областях Волыни верховодят национал-украинские банды. Это зашло так далеко, что в областях Горохова, Любомля, Дубно, Кременца и отчасти Луцка следует говорить о повстанческом движении. Можно предположить, что часть националистических банд поддерживают из Москвы, о чем они даже не подозревают.

В то время как в Подолии в результате укрепления фронта настроение местного населения в целом можно рассматривать, по меньшей мере, как уже не враждебное нам, на Волыни националистическая пропаганда настроила большую часть населения против нас и способствует созданию банд, о которых сказано выше. Сегодня можно говорить о том, что большая часть населения симпатизирует бандам. Те из местных, кто пока еще сотрудничает с немецкой администрацией, подвергается такому террору, что их дальнейшее лояльное сотрудничество как минимум поставлено под вопрос, тем более что банды убивают таковых. Вопрос организованных украинцами убийств поляков передан для решения в VII Внутреннее управление (полиции).

Вследствие сложившегося положения украинская интеллигенция пытается предъявить немецким инстанциям свои требования.

Чтобы в сложившейся обстановке суметь реализовать политические цели высших немецких органов управления, необходимо непременно насадить по всей Волыни систему недалеко удаленных друг от друга опорных пунктов полиции или вермахта. С помощью небольших акций, использования полицейских батальонов и т.п., изменить положение уже не удастся. Если не будет предпринято никаких решительных мер, то в сфере экономики, особенно сельского хозяйства (снабжение войск и родины, уже сегодня могут возникнуть непредвиденные последствия).

VII. Внутреннее управление

Вся административная работа в отчетный период значительно затруднялась существенным приростом бандитских бесчинств и их распространением на все новые области. Вследствие недостаточного количества органов исполнительной власти мы вынуждены были снова временно отказаться от ряда районных администраций. В тех областях округа, где банды [активны] (а к таковым сегодня относятся все области за исключением некоторых частей средней и южной Подолии), уже невозможно говорить о надлежащем управлении страной, потому что значительные территории, особенно Полесье и север Волыни, постоянно или, так или иначе, преимущественно контролируются бандами, а сфера устойчивого влияния областных комиссаров ограничивается половиной или третью, или даже еще меньшей частью подчиненных им территорий. Уничтожение всей документации уже довольно значительного числа районных, а также многих общинных управ, а вместе с тем и самих служебных помещений со всем оборудованием в них, постепенно начинает сказываться весьма отрицательно. При этом уже не помогают никакие временные меры, но сохраняется чрезвычайная опасность дальнейшего постепенного разложения всего управленческого аппарата гражданской администрации, если вскоре за счет привлечения относительно немногочисленных сил не будет сформирована давно настоятельно предлагавшаяся нами система опорных пунктов.

Следует подчеркнуть, два последних месяца показали, что местные органы управления и местные сотрудники немецких органов сравнительно мало подвержены разлагающему влиянию националистов и большевиков. При этом речь идет преимущественно о здравомыслящих местных жителях старшего возраста, которых областные комиссары посредством умелого обращения с людьми и личной заинтересованности (личной выгоды) склонили к лояльному отношению. Это показало, что областные комиссары в целом находятся на верном пути в обращении со служащими местных органов управления, и что удалось образовать слой местных жителей (к тому же имеющих вес среди населения), на который немецкая сторона может опереться в своем строительстве [жизни на местах]. Обязательно необходимо, чтобы такое отношение к местной администрации сохранялось и чтобы особое место этой группы местного населения всячески поощрялось во всех областях.

Работа местных администраций протекает, несмотря на помехи со стороны бандитов, практически без осложнений. Разрушение очень многих путей сообщения и транспортных линий сильно замедлило управленческую деятельность. Сроки [исполнения поручений] нужно постоянно продлевать. [...]2

Полиция. На переднем плане деятельности полиции за отчетный период была усиленная борьба с бандами. Вследствие неблагоприятных для нас событий на восточном фронте зимой и вследствие их влияния на настроения [населения] деятельность банд получила свое дальнейшее развитие. В этом, а также в советской и национал-украинской пропаганде следует искать причину быстрого распространения деятельности банд из Волыни в Подолию. Если в феврале удалось за счет привлечения крупных сил разбить крупные банды на территории севернее Луни-ниеца - Микашевичей, после чего к востоку от Столина уже не объявлялись банды, достойные упоминания, то теперь западнее Хорина вплоть до Камен-Каширска и Луцка наблюдается крайне активная деятельность банд. На севере Волыни банды тоже очень активны. Они ежедневно меняют свою дислокацию на большие расстояния и, таким образом, существенно затрудняют успехи в использовании полиции.

До середины марта, несмотря на укрепление линии фронта на востоке, положение в округе Волынь и Подолия снова ухудшилось, а деятельность банд с Волыни все больше распространяется на Подолию. Эту территорию постоянно беспокоят акты саботажа, налеты, поджоги и грабежи. Украинское повстанческое движение чрезвычайно усилило свою деятельность почти во всем округе. Оно проявило себя и в до сих пор относительно спокойных Проскурове, Летишеве и Ярмолинцах.

Пропагандистская деятельность банд имела успех и среди батальонов Шума (Schutzmannschaften). Даже батальон в Мезеево, до сих пор казавшийся надежным, подвергся пропаганде бандитов и распространению слухов со стороны украинского населения. В западной части округа деятельность бандитов сильно растревожила Горохов, Владимир-Волынский, Дубно и Кременец.

Помимо этой деятельности, бандиты перешли к нападениям на польское население. За отчетный период было истреблено много польских семей, сожжены целые польские населенные пункты. Следует подчеркнуть, что в этом принимает участие большая часть украинского населения. Борьба с бандитами осложняется тем, что днем они играют роль мирных крестьян. Польские семьи, которые пытаются спастись от бандитского террора, бегут со всем скарбом и имуществом в города, особенно под Луцк. Части этих поляков вооружили и разместили в государственных хозяйствах. Но значительно большая часть была отправлена на работу в Рейх.

Фактором, который нельзя недооценивать и который способствовал дальнейшему ухудшению положения на Волыни, является принудительное использование украинской рабочей силы в Рейхе, что приравнивается вражеской пропагандой к изгнанию.

Как и раньше, население настроено преимущественно против нас. Положение в больших городах гораздо спокойнее, чем в сельской местности. Это можно объяснить тем, что в городах сосредоточены большие силы полиции и подразделения вермахта. Можно, например, предположить, что после недавно последовавшего перебазирования крупных полицейских сил в Кременец там станет более спокойно. То же самое относится и к Горохову.

О задействованных в борьбе с бандами силах полиции следует сказать, что как большие подразделения, так и небольшие команды, а особенно жандармы на своих постах, выказали отличный боевой дух. Нагляднее всего это доказывают кровавые жертвы, понесенные жандармерией и охранной полицией.

Об обезвреженных бандах и захваченном материале будет представлен обзор за период с 21 февраля по 20 апреля 1943 г.

[,..]3

______________________

1 Текст вписан от руки синим карандашом.

2 Опущен раздел «Межевание».

3 Не публикуются отчеты отделов здравоохранения, ветеринарии, судебного, финансового, транспортного, экономического, сельскохозяйственного и лесного Генерального комиссариата Волыни и Подолии.