Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Испании С. Г. Марченко, в Барселону. 20 ноября 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.11.20
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 610.

20 ноября 1937 г.

На Вашу телеграмму от 18 ноября[1]. Будет вполне правильно для испанского правительства ограничиться пока положительным ответом по вопросу о комиссиях и эвакуации волонтеров, резервируя ответ по другим вопросам до получения разъяснений. Из Брюсселя я вынес впечатление, что если даже будет сорвано соглашение по английскому плану, то Англия и Франция самостоятельно пойдут на признание за Франко прав воюющей стороны. Предстоит полное признание Франко Японией, а возможно Венгрией и другими государствами. Международная обстановка складывается в пользу Франко, и Англия, может быть, будет рада в какой-либо момент свалить ответственность за срыв Лондонского комитета на испанское правительство.

Литвинов


[1] С. Г. Марченко 13 ноября 1937 г. телеграфировал в НКИД СССР о беседе с министром флота и авиации Испанской республики Прието. «Я объяснил Прието, — писал он, — что непримиримая позиция испанского правительства и отказ от предложения о назначении комиссии и об эвакуации добровольцев произведет невыгодное впечатление во Франции и Англии и практически ускорит признание Франко воюющей стороной».

«Он в конце концов согласился, — продолжал Марченко, — что положение вовсе не такое катастрофическое, как он себе представлял, и что основной задачей является выигрыш времени, ибо международная обстановка может измениться, если республиканская армия успешно подготовится к предстоящему наступлению мятежников. В заключение он заявил, что он предложит [правительству] составить краткую ответную ноту, в которой испанское правительство выразит свое согласие на назначение комиссии и на эвакуацию добровольцев, заявляя одновременно, что оно не видит никакой связи между эвакуацией иностранцев и признанием права воюющей стороны и контролем и требует у Комитета дополнительных разъяснений по этим вопросам».

Мнение НКИД СССР по этому вопросу Марченко изложил 23 ноября в беседе с Негрином, который, как видно из телеграммы временного поверенного от того же числа, сказал, что намеревается предварительно «повидаться с новым французским послом и поставить через него перед французским правительством ряд вопросов, связанных с контролем, с транзитом».