Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 26 октября 1937 г.
Вне очереди
26 октября 1937 г.
1. Сегодня заседание, продолжавшееся пять часов, отличалось очень бурным характером[1]. Символическую эвакуацию удалось провалить. По вопросу о контроле принята приемлемая формулировка (контроль, одновременно на суше и на море, восстанавливается непосредственно перед самым началом эвакуации волонтеров, причем, в случае если эвакуация не состоится или приостановится, французское правительство вправе вновь снять контроль. Формы контроля подлежат уточнению в дальнейшем).
2. Зато с правами воюющих сторон и пр., как и можно было предвидеть, мы оказались в полной изоляции. Раньше Германия и Италия говорили: сначала права, потом эвакуация. СССР, наоборот, говорил: сначала эвакуация, а потом обсуждение прав. Англия и Франция балансировали между этими двумя крайностями: права после «существенной эвакуации». В июле британский план был провален как нами, так и итало-германцами. Сейчас положение совсем иное: не только англо-французы, но и итало-германцы целиком принимают британский план, т. е. права воюющих сторон в обмен за «существенную эвакуацию». Швеция, Бельгия, Португалия, Чехословакия также поддерживают этот план. Только СССР против. Получается восемь против одного. В течение последних двух дней в Комитете произошла «антисоветская мобилизация». Корбен ездил на «уикенд» в Париж и вернулся оттуда в состоянии явного раздражения против нас. Иден вчера вызвал к себе Гранди, Корбена и Вермана (немецкий поверенный в делах) и договаривался о дальнейшем ходе работ Комитета. Меня Иден на этот раз обошел. В результате на сегодняшнем заседании против нас оказался объединенный «пакт четырех» со всеми своими подголосками.
3. В такой обстановке приемлемого для нас компромисса найти, конечно, не удалось. Все восемь держав поддерживали проект резолюции, в которой для нас являются неприемлемыми два пункта. Во-первых, в преамбуле говорится: «Представители держав в подкомитете согласились принять все 9 пунктов британского плана от 14 июля» и т. д. Во-вторых, в ст. 2 резолюции устанавливается взаимозависимость прав и эвакуации в точном соответствии с британским планом. В остальном против резолюции не приходится возражать. Я протестовал против названных пунктов, была длинная и горячая дискуссия, но в конечном счете получилось — 8 и 1. По вопросу комиссий для учета волонтеров в Испании Гранди сегодня пошел на известные уступки и заявил, что, если состав комиссий и данный им Комитетом наказ будет его удовлетворять, он, пожалуй, будет готов признать цифры, которые они привезут из Испании. Иден, который все время подчеркнуто заигрывал с Гранди, немедленно же истолковал его слова в том смысле, что перед фактическим отъездом комиссий в Испанию все, в том числе и Италия, дадут обязательства считать себя связанными цифрами их учета. Гранди не возражал. В итоге было решено приступить к организации двух комиссий и к выработке для них правил и наказа.
4. В ходе дискуссии Гранди и Монтейро[2] вполне откровенно поставили вопрос о том, что если СССР не поддержит резолюцию в целом (т. е. включая преамбулу и ст. 2), то надо отказаться от принципа единогласия и считать резолюцию принятой, несмотря на мои возражения. Иден и Корбен в более завуалированной форме высказались в том же смысле. Я тогда в очень решительной форме заявил протест и указал на то, что в Комитете, как и во всех вообще международных конференциях и пр., принцип единогласия до сих пор всегда являлся основой его решений и что таковым он должен остаться и на будущее. Никто мне не возразил, а Иден даже несколько попятился и стал заметать следы. Кроме того, в перерыве я имел личный разговор с Иденом и Корбеном, причем обоим в очень твердой форме заявил, что всякая попытка Англии и Франции игнорировать наш голос в Комитете имела бы весьма неблагоприятные последствия для наших отношений с этими странами. Оба ежились и высказывали надежды, что в конечном счете нам удастся договориться и вопрос о единогласии вообще не будет возбуждаться.
5. В конце концов было решено передать правительствам новый проект резолюции (в общем, как я уже указывал, приемлемый, за исключением двух упомянутых пунктов), причем Иден хотел, чтобы члены «восьмерки» рекомендовали своим правительствам его принять; однако Риббентроп и Гранди, к его немалому разочарованию, отказались рекомендовать и обещали лишь просто передать на рассмотрение. В пятницу, 29 октября, в 10 с половиной утра состоится новое заседание подкомитета, и на нем уже окончательно будет решаться вопрос о том, что делать, если единогласия опять не удастся добиться. Дополнение следует.
Майский