Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому. 25 октября 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.10.25
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 562.

Немедленно

25 октября 1937 г.

На Вашу телеграмму от 22 октября[1].

1. Настаивайте на том, чтобы доклады комиссий о численности иностранных комбатантов с обеих сторон легли в основу пропорции эвакуации. Указывайте, что если вопрос должен решаться путем торга в Комитете, то незачем посылать комиссии, а решить вопрос теперь же.

2. Не соглашайтесь на равное количество при символической эвакуации. Никакого значения, кроме введения в заблуждение общественного мнения, эвакуация по тысяче человек иметь не может, тем более когда, по имеющимся сведениям, лишь на днях в Кадис доставлено три итальянских полка. Не можем допустить равного числа эвакуируемых, даже символически.

3. Заявите, что мы настаиваем на недопустимости предоставления прав воюющих сторон до полной эвакуации иностранцев. Добавьте к этому, что когда Советское правительство убедится, что действительно эвакуирована большая часть иностранцев и новые пополнения мятежникам не доставляются, и усмотрит в этом искреннее стремление соответственных правительств прекратить вмешательство в испанские дела, то оно, быть может, и согласится на постановку вопроса о предоставлении прав воюющей стороны, но оно должно сохранить за собой самостоятельное право суждения о наступлении такого момента.

Литвинов


[1] И. М. Майский 22 октября 1937 г. телеграфировал в НКИД СССР: «Англичане через секретариат [Комитета по невмешательству] предложили проект резолюции, охватывающий символическую эвакуацию, основную эвакуацию, посылку комиссий, контроль, право воюющих сторон и новое торжественное обещание не посылать волонтеров, оружие и пр. Гранди представил свой проект. Была длинная, временами горячая дискуссия, в результате которой не было принято никаких резолюций, а составлен «не обязательный ни для кого» текст с просьбой довести до сведения правительств и к 25-му получить их заключение. Всего текста нет смысла передавать. В нем есть, с нашей точки зрения, два спорных пункта: 1) о символической эвакуации — предлагается эвакуировать по одной тысяче человек с каждой стороны, 2) о праве воюющих сторон в духе британского плана («после существенной эвакуации» и пр.). Инструкции по этому вопросу у меня есть.

Кроме того, возник такой вопрос, когда комиссии, посланные в Испанию, дадут Комитету цифры волонтеров на обеих сторонах, принимаются ли эти цифры Комитетом как окончательные или же могут быть подвергнуты критике и отклонению. Гранди и оба его фашистских подголоска настаивали на том, что цифры комиссий могут критиковаться, изменяться, оставляться и т. д. Гранди хотел заранее обеспечить себе возможность новой волынки по возвращении комиссий из Испании. Все остальные стояли на той точке зрения, что цифры комиссий принимаются как окончательные, иначе дискуссия будет бесконечной. В конечном счете по требованию Гранди данный вопрос был тоже передан на отзыв правительств. Я буду возражать против концепции фашистских держав».

«Иден и Корбен, — писал далее полпред, — пытались истолковать ту часть моего заявления от 19 октября, где говорится, что Советское правительство снимает с себя ответственность за продолжение политики невмешательства, но не будет мешать другим державам ее вести и пр., в том смысле, что по спорным вопросам, вроде права воюющих сторон, мы будем воздерживаться. Иден даже на заседании поставил мне в этом смысле вопрос. Я разъяснил, что снять с себя ответственность за общую политику Комитета отнюдь не означает превращения советского представителя в какого-то «наблюдателя», я остаюсь полноправным членом Комитета со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эго было для Идена и Корбена большим разочарованием, ибо вопрос о правах воюющих сторон создает тупик. Этот тупик станет во всей остроте на следующем заседании 25 октября и, возможно, приведет к краху новых попыток «соглашения». Судя по той инспирации, которую форин офис давал прессе уже сегодня, можно ожидать, что вину за крах будут возлагать на нас, а итальянцев постараются выгораживать».