Отчет неустановленного лица Я. Стецько о работе по организации государственной администрации на территории западных областей Украины

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1941.07.22
Источник: 
Украинские националистические организации в годы Второй Мировой Войны". т.1. 1939-1943. Москва. РОССПЭН. 2012, стр. 381-386
Архив: 
ЦДАВО Украiни. Ф. 3833. On. 1. Спр. 15. Арк. 1—5. Подлинник. Перевод с украинского языка.

22 июля 1941 г.

Другу Стецьку

Отчет

о работе в деле организации государственной администрации

на территории западных областей Украины

1. Украинская государственность провозглашена на всех украинских землях, освобожденных от московской оккупации, а именно, в западных областях Украины, в Житомирской области и части Киевской области.

Станиславскую область почти полностью заняли венгерские войска, которые не чинили никаких препятствий провозглашению украинской государственности. Румынские войска, которые заняли Черновицкую область, и частично некоторые галицийские уезды (Залищики, Снятии) отнеслись с самого начала враждебно к украинской государственности и начали преследовать, а в дальнейшем и уничтожать украинскую жизнь.

Уничтожали укр. флаги, разгоняли укр. организации, арестовывали укр. деятелей. Украинцам-галичанам приказали срочно очистить территорию Черновицкой области.

Другие области заняты немецкими войсками и временно словаками. На этих территориях провозглашение укр. государственности не встретило препятствий, однако со временем немецкие войсковые чиновники во Львове потребовали и требуют отзыва Акта провозглашения украинской государственности.

Везде провозглашена укр. государственность на основе решения провода ОУН1.

II.    Вслед за провозглашением укр. государственности в выполнение наказа ОУН организована местная государственная администрация (сельская, городская), районная, окружная и областная.

Итак:

Местная (сельская, городская) администрация - сельские и городские управы — организованы на территории областей: Станислав, Тернополь, Львов, Дро-гобыч, Ровно, Луцк, Житомир и частично на Киевщине. На территории этих областей охвачены все села, города и местечки. На территории этих областей организованы во всех районных пунктах (если брать районы по схеме большевистского административно-территориального деления), украинские районные управы.

Областные управы организованы в областях: Станислав, Тернополь, Львов, Житомир, Ровно, Луцк. Эти областные управы уже работают. В стадии организации областная управа в области Дрогобыч.

Областные управы - Тернополь, Станислав, Луцк, Житомир - фактически утверждены военными чиновниками и работают в согласии с этими чиновниками.

Области — Ровно и Львов — еще не связались с военными ответственными чиновниками, хотя на деле работу ведут и остаются в контакте с округами и районами.

Окружные управы организованы на территории почти всех западных областей.

Округа в большинстве своем совпадают с прежними уездами.

III.    В нормальном функционировании укр. управ всех упомянутых ступеней] большие препятствия чинятся со стороны немецких и венгерских военных чиновников (орте и штадткомендатур2).

Между тем встречаются случаи, когда в связи с влиянием разных польских чиновников немецкие и венгерские военные коменданты, невзирая на существование местных (сельских или городских) укр. управ, отдают предпочтение польским элементам в организации местной государственной администрации до милиции включительно. Это особенно [явно проявляется] на территории Тернопольской области.

Немецкие военные чиновники - т.н. хозяйственники, часто вмешиваются в наши хозяйственные отношения, особенно в организацию промышленности, сельского хозяйства и торговли, создавая таким образом хаос, тревогу и волнения среди укр. населения. Упомянутые чиновники заставляют разных польских хозяйственников [идти] на руководящие должности нашей экономической жизни и распространяют известия о возвращении польских помещиков на национализированные земельные территории и возвращении бывших собственников на национализированные промышленные и торговые предприятия. Имеются случаи, когда польские помещики получают от разных немецких военных чиновников некие детально не расписанные полномочия о передаче им бывшего имения. Никто, однако, из этих уполномоченных не отважился до настоящего времени явиться с полномочиями в село и не пробовал вернуть себе свои бывшие имения.

Установленное укр. местной управой управление предприятиями немецкие военные чиновники пока без согласования с укр. государственной администрацией или местным проводом ОУН заменяют, устанавливая в качестве руководителей польские элементы, привлеченные в прошлом и сегодня к антиукраинской работе (напр[имер], сахароварня Ходоров, где немцы поставили руководителем польского офицера, активного члена подпольной организации).

Наибольший хаос наблюдался в вопросе организации и работе милиции по той причине, что в каждом районе, округе и области немецкие военные власти иначе к этому делу относятся. Это особенно [очевидно] в вопросе вооружения милиции и ее компетенции арестовывать, делать обыски, следствие и т.д. В одних районах разрешается милиции носить оружие, в других снова строго запрещается. Один день немецкие военные комендатуры сами стараются [позаботиться] об оружии для милиции, но зачастую впоследствии приказывают милиции это оружие снять. В большинстве районов наша милиция работает без оружия.

Арестовывать укр. милиции строго запрещено. Это приводит к ненормальному состоянию, которое используют враждебные нам чиновники для организации борьбы, организованной против нас. Укр. милиция не в состоянии по этой причине вести борьбу с диверсионными большевистскими бандами, которые в отдельных районах - в лесистых территориях - с оружием выступают против укр. власти. Были уже в этой борьбе с этими бандами кровавые жертвы с нашей стороны (село Мелна, п. Рогатин). Польские подпольные организации оживили свою работу, организуют курсы, военные занятия, используют для этого быв. польских офицеров, которые прибыли на наши земли вслед за венгерскими войсками. Бывают случаи, что наша милиция обнаруживает оружие у польского населения, а результат этого такой, что |в ответ] на вмешательство остатков польских помещичьих кругов, венгерские военные части разоружают нашу милицию (село Ходачков, п. Теонополь).

IV.    На территории Станиславской области венгры потребовали сложения присяги и подчинения укр. госуд. администрации венграм, однако представители организованных укр. управ отказались. Какое положение на территории этой области создалось вследствие этого отказа — сведений пока нет.

V.    Украинское население, не скрываясь, стало на сторону ОУН и организованной ОУН государственной администрации, высказывая в массовых всенародных манифестациях подчинение и доверие укр. власти и краевому правительству и его главе Я. Стецко.

В крае до сих пор не ликвидированы проявления в работе старой партийности или групповых политических диверсий. Все население, все социальные слои, сословия и профессии стали на сторону ОУН, Проводника Степана Бандеры и краевого правительства п. Я. Стецка.

Диверсия мельниковцев успела было создать свою сеть и районную управу в Рогатинском уезде, но сегодня эта сеть уже разбита, и районная управа в большинстве своем уже под нашим влиянием. Отдельные люди из группы мельниковцев пытаются пока создать ложное впечатление о своей силе и большом политическом влиянии (особенно вне границ укр. земель), однако везде теперь встречают их с недоверием и враждебностью.

Во Львове собрание рабочих остро осудило разрушительную и вредную работу мельниковцев, прогнав их представителей из зала совещания.

Организованная еще 7 июля 1941 г. на собраниях общественности с целью консолидации — Рада Сеньоров — приписала себе право говорить от имени всего украинского общества3. Однако до сих пор [она] не сделала ни одного шага не в пользу нашей линии, ибо спикер организации, который всегда присутствует на совещаниях сеньоров, парализует всякие безответственные инициативы. Между тем Раде Сеньоров удается использовать как инструмент наше существование, и которая при уверенном нажиме с нашей стороны получает подходящее положение.

21 июля 1941 г. на заседание Рады Сеньоров прибыл представитель мель-никовской диверсии др. Гнатевич, составивший заявление, что группа, к которой он принадлежит, считает необходимым и целесообразным забыть все предшествующие споры, приостановить внутриполитическую борьбу и создать деловой комитет, в котором могли бы сотрудничать все украинцы доброй воли без оглядки на свою предшествующую политическую деятельность и программно-политические разногласия.

Рада Сеньоров постановила, напротив, увеличить свой состав посредством кооперации представителей нашей организации и группы мельниковцев, и переименовать себя в Украинский национальный Совет.

Дальнейших решений в этом вопросе Рада Сеньоров еще не приняла, в основном в связи с тем, что была вынуждена все внимание направить на вопросы нем. планов создания в западных областях Украины Генерал-губернаторства. Рада Сеньоров постановила выслать в руки нем. Мин[истра] иностранных дел Риббентропа протест против создания в западных областях Украины Генерал-губернаторства4.

Сегодня прибыл во Львов др. Кубийович, который обратился к др. Ребету с предложением поделиться ролями в работе в западных украинских землях, при этом чувствовалось, что он сам хотел бы выполнять определенную роль, подобную той, которую [он] в Кракове на тех территориях выполняет. Др. Ребет не дал на это никакого ответа. Др. Кубийович остается во Львове на несколько дней и будет стараться это дело уладить.

VI.    До настоящего времени украинские управы (сельские, городские, районные, окружные, областные) провели большую работу по налаживанию согласия и порядка, в продвижении и восстановлении на местах производств массового спроса, в организации торговли и восстановлении промышленности. Безусловно, результаты работы были бы значительно большими, если бы со стороны немецких военных чиновников работа этих управ не встречала препятствий.

Насущным делом является вопрос упорядочения земельного вопроса в связи с настроениями крестьян ликвидировать незамедлительно и за любую цену колхозы. В большинстве случаев крестьяне сами ликвидируют колхозы, распределяя массивы колхозной земли между собой. Это особенно заметно на западных украинских землях, где крестьяне хотят незамедлительно ликвидировать колхозы.

Всякие разговоры или намеки на то, что колхозы будут ликвидированы позднее с учетом потребностей планового решения этой проблемы и упорядочения законным путем, принимаются с большим недоверием и трактуются как свидетельство замаскированной политики, организованной во вред укр. крестьянства. Наши люди, которые нашлись в восточных землях, в этом вопросе бросают клич срочной ликвидации колхозов и тем увлекают укр. крестьян и присоединяют их безоговорочно к нашей акции. Мельниковских переводчиков, которые давали крестьянам на восточных землях другие ответы, укр. крестьяне принимали как враждебных агентов.

В некоторых районах западных областей священники пытались и пытаются отобрать у крестьян церковные земли, переданные крестьянам большевистской властью, чем вызывали и вызывают среди крестьян возбуждение и недовольство.

Послание митрополита Шептицкого от 10 июля 1941 г. об организации приходов и общин произвело на укр. общество плохое впечатление. В том послании митр. Шептицкий призывал духовенство организовать местную администрацию, предоставив священникам право силой своей власти устанавливать по общинам войтов и начальников милиции. Это тогда, когда в западных областях не было уже села, в котором нашей организацией не была бы организована сельская управа.

Митр. Шептицкий призвал духовенство взять все нерационально используемые земли и поместья и организовать школы и заключать с учителями служебные договоры.

Митр. Шептицкий приказал духовенству приготовить нем. флаги и украсить ими приходские дома и призвал население к повиновению немецкой власти и гражданской власти, если таковая впоследствии будет организована.

Молодых людей, которые были вынуждены покинуть земли своей родины и выехать за границу, митр. Шептицкий призвал к спокойствию и утешению, обращая их внимание, что всякие выступления, на которые могут их толкнуть, были бы теперь непростительным преступлением.

Это вкратце основные мысли упомянутого послания.

Ясное дело, что упомянутое послание не может не привести к росту хаоса и замешательства в западных областях.

VII. При назначении укр. управ всех ступ[еней] наши организации руководствовались в начале принципом профессиональности, и по этому принципу организованы все наши управы. По этой причине вошли туда люди, которые в прошлом проявляли большую или меньшую политическую деятельность (УНДО, радикалы ФНЕ). Все они сегодня заявили, что признают безоговорочно авторитет провода ОУН и действительно по настоящий день лояльно выполняют все директивы местных проводов ОУН и внешне выступали как сторонники нашей организации.

Полного состава областных управ, окружных и городских, пока что не даем. Даем только состав Львовской областной управы: глава — др. О. Маритчак, зам. гл[авы]— мгр. Спольский: отделы: об[ще]админ[истративный] — др. Росляк (адвокат из Черткова, б. радикал), земельный — инж. Девосер, промышленности -инж. Бачинский, торговли — дир. Квасница, коммунального] хозяйства] -п. Кульчицкий, социального] обеспечения - др. Гриневский, финансов - мгр. Стец, дорог - инж. Рыжевский, заготовок - М. Кульчицкий, другие отделы еще не созданы.

Главы областных управ:

Тернопольской: В. Охримович — член ОУН.

Станиславской: инж. Семянчук, б. сторонник или член ФНЕ, заместитель -др. Рыбчук; Волынской - А. Марченко, член ОУН; Ровенской - Карнаухов, адвокат, наш сторонник, зам. Волошин Р.; Житомирской — Лицюк И., последних сведений о нем еще не имеем.

VIII.    Последние сведения из восточных земель говорят, что украинская государственность провозглашена также на территориях Винницкой и Каменец-Подольской областей, в части, освобожденной от московской оккупации. Там также организуется местная администрация. Отчетных докладов пока нет.

На восточных землях население везде приветствует руководство ОУН и руководителя С. Бандеру. Немецкие военные чиновники одобрительно относятся к провозглашению государственности на восточных землях. Враждебно относятся только политические референты. Препятствия нашей работе чинят мельни-ковские диверсанты, которые на каждом шагу стараются нашу акцию парализовать. Особенно отличился до настоящего времени в этой работе п. Сулятицкий. Диверсия мельниковцев на восточных землях до настоящего времени не имела никакого успеха, а, напротив, своей подрывной работой и связями с немцами укрепила наши позиции.

С Пинщины и Берестейщины известий нет.

Организация межобластного краевого правительства очень актуальна. Некоторые государственные структуры, такие как земельная, дорожная, финансовая, уже есть, другие могли бы скоро быть, однако из политических причин я не имел возможности это организовать. Если ничего в ближайшие дни не помешает, организую и это.

Слава Украине!

Подпись

___________________

1 В начале июля 1941 г. провод ОУН(Б) издал приказ, обязывающий областных проводников организовать и провести во всех городах и населенных пунктах демонстрации в поддержку Акта от 30 июля 1941 г. На эти мероприятия рекомендовалось приглашать представителей немецких оккупационных властей или вермахта. Участники демонстраций должны были принимать резолюции, в которых высказывалась бы благодарность руководителям немецкой армии и всему немецкому народу за помощь при освобождении украинской земли от «московско-большевистского гнета», выражалось доверие украинскому правительству во Львове и готовность следовать его приказам и указаниям, просьба вернуть из Германии на Украину Степана Бандеру. Принятые резолюции, подписанные не менее 10—15 лицами, должны были направлять проводу ОУН, украинскому правительству во Львове, митрополиту А. Шептицкому, немецкому правительству в лице его оккупационных чиновников. (Кентiй A.B. Указ. соч. Т. 1. С. 214-215.)

2 Ortskommandatur (нем.) — местная комендатура; Stadtkommandatur (нем.) — городская комендатура.

3 6 июля 1941 г. во Львове была создана Рада сеньоров, которая состояла из известных украинских политических, общественных и культурных деятелей. 30 июля Рада сеньоров была преобразована в Украинскую национальную раду (укр. — Украінсъка національна рада, УНРада), которая декларировала себя в качестве переходного координирующего центра украинской нации в Западной Украине на время обновления государственной независимости Украины. УНРада действовала с согласия оккупационных властей в качестве представительского органа населения Галиции. В июле-ноябре 1941 г. Раду возглавлял К. Левицкий, а после его смерти - митрополитА. Шептицкий. В феврале 1942 г. деятельность Рады была запрещена. (Довідник з історіі' Украіни. T. 3. Львів, 2001.)

4 Галиция с 1 августа 1941 г. должна быть присоединена к Генеральному губернаторству в качестве особой административно-территориальной единицы под названием «Дистрикт Галиция». По сообщению Г. Коха в МВД в Берлине от 26 июля 1941 г., известие о том, что Восточная Галиция будет подчиняться гражданской администрации губернатора, распространилась очень быстро. Настроения украинских кругов было подавленное, а среди поляков вызвало радостные отклики. (Повідомлення Г. Коха до МЗС у Берліні щодо приеднання Східноі Галичини до Генерал-губернаторства та грабіжництва Угорськоі' арміі в Прикарпатті. Львів 26 липня 1941 р. // ОУН у 1941 році... C. 380-381; отклики на это события А. Мельника, С. Бандеры, Украинского государственного правительства см.: Там же. С. 388—389, 415—417.)