Из сообщения Отдела ІVА начальника Полиции безопасности и СД № 25 об оуновской агитации на территории Станиславской обл. и выражении всеми эмигрантскими украинскими организациями лояльности по отношению к Германскому рейху
г. Берлин
17 июля 1941 г.
Начальник Полиции безопасности и СД
IV A1- В.№ 1 В / 41 g.Rs.
Секретно, дело государственной важности!
Сообщение о положении в СССР № 25
I) Политический обзор [...]1
II) Сообщения оперативных групп [...]2
c) Настроения среди украинского и польского населения
Настроения украинского населения в целом можно охарактеризовать как хорошее. Однако в последние дни все более заметна радикальная пропаганда группы Бандеры. Местное население не осуждает действий группы Бандеры. Пропаганда независимости со стороны этой организации не безрезультатна. Стремление к обособлению становится заметным во всех кругах, но прежде всего среди украинского городского населения.
Польское население в целом не сомневается в победе немецких войск. Поляков, как и украинцев, больше волнует вопрос, отойдет ли эта область к вероятному украинскому государству или она будет составной частью Генерал-губернаторства.
Польская интеллигенция, которая в своей враждебности по отношению к немцам никак не уступает полякам с территории генерал-губернаторства, пытается всеми средствами убедить немецкие инстанции в своем якобы позитивном отношении к рейху. В целом судорожно предпринимается все, чтобы замаскировать свое истинное враждебное отношение к немцам и, как часто выражаются в этих кругах, продолжить «мирное исторически обусловленное сотрудничество немцев и поляков еще со времен австрийской империи».
Пока еще не заметно какого-то влияния движения сопротивления. Однако в самом Лемберге оно уже проявилось в издании и распространении двух нелегальных листовок.
d) Пропаганда группы Бандеры ОУН
Вся пропагандистская деятельность группы Бандеры осуществляется по четкому и хорошо продуманному плану. После провозглашения «украинского земельного правительства» в Лемберге и других городах бывших польских воеводств Лемберг, Тарнополь и Луцк были проведены соответствующие демонстрации за независимость. Группа Бандеры сформировала так называемые пропагандистские войска3, которые непосредственно после оккупации немецкими войсками устраивали в каждом из крупных завоеванных населенных пунктов так называемые демонстрации за независимость и образовывали местные органы самоуправления. Кроме того, распространялись плакаты, листовки и даже нелегальные газеты, в которых публиковались воззвания (провозглашение украинского земельного правительства), переданные лембергским радио, и велась пропаганда исключительно за ОУН, соответственно за группу Бандеры. Теперь пресечен выпуск различных газет ОУН, выходивших без разрешения. Группу Бандеры лишили возможности использовать ок. 20 типографий, которые группа экспроприировала в своих интересах в первые же дни после взятия города Лемберга.
Группа Бандеры везде выступала как якобы политическая группировка, уполномоченная рейхом организовать жизнь на Украине. [...]4
_____________________
1 Опущены сведения о событиях в Рейхе и на оккупированных территориях, сообщения оперативных команд и оперативных групп.
2 Опущены сведения о положении евреев и поляков в Генерал-губернаторстве и об отношении фольксдойче к евреям.
3 Имеются в виду так называемые «походные группы», которые были сформированы в обеих ОУН. Особенно активно действовали сторонники Бандеры. Походные группы должны были устанавливать контакты одновременно с населением и командованием наступающих частей вермахта. Целью групп была организация местного управления и «поддержание общественного порядка». В результате в июле—августе 1941 г. в ряде населенных пунктов (преимущественно в сельской местности) состоялись общие собрания жителей, на которых принимались резолюции в поддержку действий Украинского государственного правления. Деятельность «походных групп» обоих проводов ОУН прекратилась в середине сентября 1941 г., когда прошли первые широкие аресты активистов ОУН С. Бандеры (Кентій А. Указ. соч. Т. 1. С. 215, 244).
4 Опущены сведения о положении в Бельцах и поведении румынских солдат.