Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии М. М. Славуцкого в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 30 августа 1937 г.
Немедленно
30 августа 1937 г.
Договор с Китаем здесь в центре внимания. Не только пресса, но и первые комментарии МИД, лично подтвержденные сегодня представителем МИД иностранным журналистам, открыто демонстрируют озлобление японцев этим их новым внешнеполитическим поражением на фоне и без того осложненного положения на фронтах, усиливающихся финансово-экономических затруднений, уже начинающего прорываться наружу недовольства масс, а также ухудшающихся отношений с Англией и Америкой. Несомненно, пакт встревожил японское правительство. Переданная сегодня ТАСС передовица близкой к МИД «Джапан таймс» не скрывает этого. Надо ожидать, что в первой официальной беседе со мною (после вручения грамот 2 сентября) Хирота затронет вопрос пакта и в той или иной форме даже выразит недовольство японского правительства. Если от вас не будет специальных указаний, имею в виду высказать недоумение по поводу его недовольства, заявив, что не понимаю, почему их беспокоит столь сугубо мирная акция Советского правительства, вытекающая из его всем известной последовательной политики мира со всеми странами. Можно было бы добавить, что в свое время мы и Японии предлагали такой же пакт. Однако не уверен, целесообразно ли упоминать об этом в данный момент. Срочно сообщите указания также на случай, если бы Хирота вздумал снова вернуться к «слухам о помощи СССР Китаю».
Указываемые вами (ваша телеграмма от 29 августа) статьи «Известий» и «Правды» пока не получил.
2 сентября Хирота примет иностранных журналистов. У Наги[1] есть возможность лично или через других журналистов поставить Хирота соответствующие вопросы. Телеграфируйте, какие именно.
Полпред
[1] Корреспондент ТАСС в Токио.