Обзор работы органов НКВД по борьбе с бандитизмом в западных областях УССР за январь—июнь 1941 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1941.06.15
Источник: 
Украинские националистические организации в годы Второй Мировой Войны". т.1. 1939-1943. Москва. РОССПЭН. 2012, стр. 313-319
Архив: 
ГДА СБ Украіни. Ф. 16. Оп. 34. Спр. 8. Арк. 1—14. Копия.

Не ранее 15 июня 1941 г.

Совершенно секретно

Обзор работы органов НКВД

по борьбе с бандитизмом в западных областях УССР

Органами НКВД УССР в 1941 г. проведена значительная работа по ликвидации политического и уголовного бандитизма в западных областях Украины.

С 1 января по 15 июня 1941 г. в западных областях ликвидировано 38 политических и 25 уголовных банд с общим количеством 273 активных участника. Арестовано также 212 пособников и укрывателей бандитов.

Кроме того, выявлено и задержано 747 нелегалов и только за апрель - май т.г. арестовано и выселено 1865 активных членов украинской контрреволюционной националистической организации (ОУН).

Во время операций убито 82 и ранено 35 бандитов - оуновцев, нелегалов и уголовников.

У участников ликвидированных бандгрупп, а также оуновцев и нелегалов изъято большое количество оружия. В том числе:

Станковых пулеметов ,

3

Ручных пулеметов

14

Винтовок и карабинов

304

Револьверов

296

Обрезов

29

Гранат

114

Холодного оружия

7

Патронов

46 452

Ликвидированные бандитские группы совершали террористические акты над советскими и партийными работниками, занимались поджогами и грабежами. Как правило, бандгруппы были связаны с контрреволюционными формированиями (ОУН и др.). Некоторые участники банд являлись агентами иностранных разведок.

26 мая в с. Гуции Седлищанского района Волынской области ликвидирована политбанда в составе оуновцев ТЕТЮКА, ГОРИНА и БАРАНА. Возглавлявший банду Тетюк являлся помощником Ковельского окружного руководителя ОУН и одним из организаторов уголовно-политических бандгрупп, оперирующих в Волынской области.

Будучи окружены, бандиты в течение двух часов оказывали вооруженное сопротивление, однако, видя безвыходное положение, подожгли строение, в котором укрывались, и под прикрытием дыма пытались бежать, но были убиты.

У бандитов изъято 2 винтовки, 2 револьвера, одна граната, оуновская переписка с военно-учебными пособиями и окружное знамя ОУН.

Арестовано также 6 пособников банды, в том числе связист контрреволюционной организации украинских националистов — МАЗУРОК.

В Станиславской области ликвидирована политбанда ШУГАЯ в 13 человек, оперировавшая в Бережанском и Рогатинском районах.

При завязавшейся перестрелке 6 бандитов было убито и один ранен. Остальные задержаны. Изъято: 5 винтовок, 5 револьверов, 115 патронов.

В Тарнопольской области в результате проведенных агентурных мероприятий ликвидирована политбанда МИРОНЮКА в составе трех человек, совершавшая теракты и грабежи на территории Кременецкого района. Изъято: 2 обреза и 24 патрона.

2 участника бандгруппировки МИРОНЮК и ПЛИГАЛЬ являлись агентами гестапо и были переброшены из-за кордона с целью шпионажа в пользу Германии.

Задержано также четыре укрывателя и пособника бандитов.

Относительно наибольшее количество банд ликвидировано УНКВД Тарнопольской области (начальник УНКВД, ст. лейтенант госбезопасности т. МОБОТОВ) и Волынской области (нач. УНКВД - ст. лейтенант госбезопасности т. МУХИН).

По Тарнопольской области за январь — июнь ликвидировано 36 бандгруппировок и только за апрель задержано 123 оуновца и 54 нелегала.

По Волынской области ликвидировано 14 бандгрупп с 80 активными участниками.

По остальным областям банд ликвидировано значительно меньше.

В результате недочетов в борьбе с бандитскими проявлениями, а также вследствие неудовлетворительного выполнения указаний НКВД УССР № 2 от 10 марта т.г., во Львовской, Ровенской и Дрогобычской обл. продолжает оперировать значительное количество политических и уголовных банд1.

Важнейшим условием успеха борьбы с бандитизмом является правильная организация мероприятий, направленных на ликвидацию пособничества и укрывательства бандитов. Это наглядно показывают, в частности, результаты проведенной работы по выселению социально опасного элемента.

За январь — июнь из западных областей выселено 3079 семейств — 11 329 человек социально опасного элемента.

Находившиеся продолжительное время на нелегальном положении оунов-ские и прочие бандитствующие элементы, будучи лишены таким образом своих баз и опоры на селе, за последнее время стали выходить из подполья и являться в органы НКВД с повинной.

Так, за неделю с 22 по 29 мая т.г. добровольно явился в органы НКВД 241 нелегал.

5 мая в Жабьевский РО НКВД Станиславской обл. добровольно явилось 12 нелегалов - ЧУПРИНЧУК, ЗУЗЯК, БОЙЧУК и др.

23 мая в Струсовский РО НКВД Тарнопольской обл. явились 5 нелегалов оуновцев во главе с подрайонным руководителем ОУН ЧАЙКОВСКИМ и сдали две винтовки с 250 патронами.

29 мая в Борщовский РО НКВД явились с повинной скрывавшиеся долгое время оуновцы-нелегалы АНДРЕЙЧУК, МАРУШАК и др.

Правильно организованные мероприятия по выселению социально опасного элемента и проведенная агентурная разложенческая работа среди нелегалов и бандитов в ряде мест привела к самоликвидации целых бандгрупп, продолжительное время терроризировавших сельский советский актив.

7 мая в Козовское РО НКВД Тарнопольской области явился и сдался участник оуновской террористической банды — нелегал ЛОСИК.

После допроса и соответствующей обработки ЛОСИК был освобожден и направлен в банду для склонения ее к добровольной сдаче.

В результате 8 мая вместе с Лосиком явились в РО НКВД и сдались: главарь банды ТЕНЧИК и активный участник ШТУНДЕР — оба оуновцы. Они же сдали винтовку с патронами.

6 мая в Золотопотоцкий РО НКВД явились с повинной 4 активных участника политбандгруппировки ЛОПУШНЯКА — ДАНИЛЮК, ДЕРКАЧ, АГАЩУК и ГАВРИЛЮК. Банда распалась.

Наиболее ощутительными отрицательными моментами в организации работы по борьбе с бандитизмом в западных областях являются: неподготовленность проводимых операций по изъятию бандэлемента, беспечность и слабая боевая подготовка оперативных работников, приводящие в ряде случаев к провалам операций, безнаказанному уходу и скрытию бандитов, а также к убийствам и ранениям работников органов НКВД (с 1 января по 15 июня т.г. в западных областях УССР убито 13 и ранено 30 оперработников).

Потери в результате неорганизованных и неподготовленных операций составили 40 % к общему числу потерь работников НКВД.

Вот характерные примеры подобных неорганизованных действий:

8 февраля под руководством нач. Козинского РО НКВД Ровенской области т. КОВАЛЕНКО в с. Добриводы проводилась операция по ликвидации банды, совершившей убийство уч. уполномоченного т. ДИДУЛА.

При прибытии одной из опергрупп к дому, где был убит т. ДИДУЛ, оттуда выбежало трое неизвестных. Участник опергруппы — политрук PO НКВД ИВАШОВ открыл стрельбу по убегавшим. Ответными выстрелами бандиты ранили милиционера ДУДИЯ, после чего участвовавшие в операции сельские активисты бежали, оставив ИВАШОВА одного.

Находившиеся по соседству две другие опергруппы, несмотря на перестрелку, помощи ИВАШОВУ из-за нераспорядительности не оказали, благодаря чему бандиты скрылись.

Так же была провалена вторичная операция по ликвидации этой банды, проведенная 8 марта, вследствие того, что не были обеспечены выходы из дома укрывателя бандитов ЗУБАЧА, что вновь дало возможность бандитам бежать, причем при перестрелке во время бегства они ранили уч. уполномоченного ФУСА.

31 мая в Ратновском районе Волынской области под руководством ст. оперуполномоченного ОУР УМ НКВД Т. КРАВЦОВА проводилась операция по изъятию членов контрреволюционной организации украинских националистов.

Опергруппа выставила оцепление и дозор по дорогам, однако находящиеся в дозоре не условились при встрече называть пароль, вследствие чего работники обстреляли друг друга, причем был ранен уч. уполномоченный АНДРОСЮК, а операция провалена.

Безнаказанный уход бандитов в результате проваленных операций тем более ощутим, что во всех областях плохо организовано преследование банд, как в смысле военно-оперативных мероприятий, направленных к тому, чтобы немедленно, при бегстве, настигнуть и заставить сдаться или уничтожить бандитов, так и в смысле проведения агентурных комбинаций для последующей поимки или ликвидации скрывающихся участников банд.

В частности, весьма слабо используются розыскные собаки — главным образом потому, что с ними плохо работают.

Анализ причин убийства и ранений бандитами работников НКВД показывает, что эти потери зачастую происходили также из-за беспечности и неосторожного поведения работников, растерянности при внезапных встречах, неопытной проверки документов у подозрительных лиц (число пострадавших по этим причинам достигает 48,2 %).

15 января уч. уполномоченный т. ДОЛБНЕВ заметил вблизи села Луковицы-Горишня двух неизвестных. Поравнявшись с ними, он одного схватил за ворот, а другой тем временем выстрелил в т. ДОЛБНЕВА, ранив его. Преступники забрали у раненого ДОЛБНЕВА наган и скрылись.

27 мая нач. Паниковецкого РО ГКВД Львовской области т. ТИХИЙ, возвращаясь из с. Дубье, заметил на шоссе подозрительного неизвестного. Тов. ТИХИЙ предложил находившемуся с ним милиционеру остановить подводу, а сам направился к канаве сбоку шоссе, ожидая приближения подозреваемого. Неизвестный, подойдя к т. ТИХОМУ, внезапно вынул револьвер и дважды выстрелил, после чего пытался скрыться, но, будучи настигнут проезжавшими в то время военнослужащими, покончил жизнь самоубийством путем взрыва гранаты, находившейся при нем, а т. ТИХИЙ, будучи тяжело ранен,скончался.

Ряд жертв имел место из-за оставления оружия у преступников вследствие того, что они не были обысканы при задержании, а также из-за неорганизованной проверки квартир одиночными работниками.

25 мая на ст. Подзамче г. Львова милиционер т. ДАВИДЕНКО задержал подозрительного человека и, не произведя личного обыска, сопровождал его в управление милиции. По дороге неизвестный вынул револьвер и двумя выстрелами ранил в руку и ногу милиционера ДАВИДЕНКО.

7 февраля уч. уполномоченный Коропецкого РО НКВД Тарнопольской области т. ИБРАЕВ, будучи в с. Бараново, получил данные, что в квартире ТУРЧИНОВА скрывается нелегальщик. Пригласив с собой активиста, т. ИБРАЕВ направился в квартиру ТУРЧИНОВА.

При входе в квартиру ТУРЧИНОВ с сыном набросились на активиста, нанося ему удары топором; в то же время с печи по уч. уполномоченному была открыта стрельба. В результате т. ИБРАЕВ и активист были ранены, а неизвестные вместе с домохозяином скрылись.

Необходимо широко популяризовать среди личного состава работников органов НКВД опыт умелых, решительных и смелых оперативников, неоднократно обеспечивавших успешный исход операций по ликвидации банд.

Между тем надлежащее поощрение работников, показавших свое оперативное умение и боевые способности, зачастую рисковавших жизнью при поимке и ликвидации бандитов, во многих случаях отсутствует, и в НКВД УССР представления о награждении таких работников не поступали.

Наряду с этим виновники провалов операций и работники, проявившие прямую трусость, не привлекаются к ответственности, и вследствие такой безнаказанности провалы не искореняются.

В значительной мере препятствует успешному ведению борьбы с бандитизмом также то, что многие оперработники плохо владеют оружием, особенно ручными пулеметами и гранатами.

Ручные пулеметы содержатся зачастую в неисправном, загрязненном, небоеспособном состоянии. Так, в Тарнопольской области в мае т.г. во время одной из проводившихся операций при перестрелке с бандитами отказали два ручных пулемета. Магазины одного из этих пулеметов были заряжены еще в апреле 1940 г. и свыше года не проверялись, вследствие чего заплесневели, заржавели, патроны отсырели и не могли дать огня. В той же области отмечен случай, когда магазины к ручному пулемету Дегтярева были заряжены патронами иностранного образца. В результате в самый жаркий момент боя оба пулемета не смогли быть использованы. Характерно, что эти пулеметы все время хранились в отделе боеподготовки управления милиции Тарнопольской области (начальник отдела - лейтенант милиции МЕЛЬНИЧУК) и числились приготовленными на случай внезапного выезда по боевой тревоге для ликвидации банд.

Ручные гранаты в большинстве случаев не используются оперативными работниками под предлогом неумения владеть ими, что особенно заметно в Тарнопольской и Волынской областях.

Несмотря на то что все начальники УНКВД донесли, что ручные гранаты изучены всем личным составом милиции, при проведении операции по изъятию антисоветского оуновского элемента в Волынской области оказалось, что из 140 оперативных работников милиции, прибывших из разных областей, только 4 могли пользоваться гранатами. Остальные отказались получить гранаты, мотивируя неумением с ними обращаться. В то же время вражеский элемент — бандиты, оуновцы, — как правило, отлично пользуются ручными гранатами.

Опыт показал, что при ликвидации банд, а также одиночек-нелегалов, самым эффективным оружием является ручная граната. Задача полного овладения искусством боевого применения ручной гранаты должна поэтому стать одной из основных задач личной боевой подготовки оперативных работников.

Перечисленные факты недочетов в организации и практике борьбе с бандитизмом являются показателями явной слабости оперативно-боевой подготовки личного состава работников органов НКВД, невнимания к этому участку работы, особенно важному в условиях западных областей, свидетельствуя также об отсутствии должной заботы о сохранении жизни работников при проведении операций по ликвидации банд.

Начальники органов и политруки не разъясняют составу обстановки обостренной борьбы контрреволюционных националистических элементов, не мобилизуют работников на искоренение беспечности, не прививают им чувства бдительности, что приводит к ничем не оправдываемым жертвам и потерям личного состава.

Начальники органов забывают, а подчас даже не понимают, что при вооруженных столкновениях опергрупп с бандитами особое значение имеет боевая подготовка каждого отдельного бойца - работника милиции, который всегда должен проявлять инициативу, смелость, хладнокровие, находчивость и умение применяться к любой обстановке.

При вооруженном столкновении милиции с одиночным или малочисленным противником важную роль зачастую играет быстрота и решительность действий во время операции, ибо противник может внезапно проявить себя в любое время, в любом месте. Поэтому каждый оперативный работник должен быть готов во всякий момент к боевым действиям в какой угодно обстановке, хорошо знать правила поведения во время операций, метко стрелять, владеть ручной гранатой, воспитывать в себе быстроту ориентировки и принятия умелых оперативных решений.

Неустанное повышение боевой подготовки оперативного состава должно стать одной из основных задач систематической, настойчивой работы, направленной к успешному осуществлению операций по ликвидации бандитизма и избежанию впредь бесцельных жертв и потерь в работниках.

Эта задача приобретает особое значение, если учесть, что, несмотря на значительную работу, проведенную по разгрому уголовно-политического бандитизма, бандитские проявления на территории западных областей продолжаются.

На 15 июня т.г. состоит на учете 77 действующих бандгрупп с 366 участниками. Из них политбанд 51 с 274 участниками и уголовных банд 26 с 92 участниками. Наибольшее количество банд продолжает оперировать в Тарнопольской и Волынской областях.

Учитывая большое наличие бандитизма в западных областях, необходимо усилить и еще решительнее продолжать работу по разгрому уголовнополитического подполья, в кратчайший срок устранив отмеченные недочеты в организации мероприятий по борьбе с бандитизмом.

Начальники УНКВД лично обязаны усилить руководство и контроль за мероприятиями, проводимыми подчиненными им органами по борьбе с бандитизмом, обеспечив решительный перелом в оперативной работе управлений милиции и РО НКВД в сторону активного развертывания вербовок агентурноосведомительной сети и проведения мероприятий по ликвидации банд, прежде всего через агентуру и при помощи ее.

Без этой работы проводимые сейчас спецмероприятия по ликвидации бандитизма должного результата не дадут и не смогут быть как следует закреплены.

Выселение семей нелегалов и репрессированных должно быть максимально использовано для приобретения работоспособности и перспективной агентуры, для явок с повинной нелегалов и для включения некоторой части из них в агентурные комбинации по розыску и ликвидации банд.

Начальники УНКВД должны также лично установить строгий контроль за исполнением директив НКВД СССР и НКВД УССР о борьбе с бандитизмом и повышении боеготовности органов НКВД.

Народный комиссар внутренних дел УССР

старший майор государственной безопасности

СЕРГИЕНКО

____________________

1 Всего только за май 1941 г. по западным областям Украины «учтено 58 случаев террористических актов, в результате которых убито 57 чел. и ранено 27 чел». Причем из этих случаев только 17 терактов были раскрыты. Наибольшее количество терактов — 21 из 58, в мае 1941 г. было совершено в Тернопольской обл., 12 — в Волынской, по 6 в Ровенской и Станиславской областях, 9 - во Львовской, 3 — в Дрогобычской и один — в Черновицкой. (См.: Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сб. док. Т. 1. Книга вторая (1 января - 21 июня 1941г.). М., 1995. С. 240-241.)