Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому. 4 августа 1937 г.
4 августа 1937 г.
Несмотря на давление Дельбоса[1], мы решили дальнейших уступок в нашей основной позиции не делать. Не сходя с этой позиции, сманеврируйте, однако, таким образом, чтобы Италия и Германия вынуждены были раскрыть свои карты по вопросу об эвакуации волонтеров. Если встанет также вопрос о марокканцах, то можете изъявить готовность этот вопрос обсудить отдельно, после предварительной эвакуации остальных так называемых иностранных волонтеров.
Литвинов
[1] Как видно из телеграмм полпреда СССР во Франции Я. З. Сурица, в беседах 28 и 29 июля 1937 г. министр иностранных дел Франции упорно добивался согласия Советского Союза на англо-французский план признания за Франко права воюющей стороны. Возражая Дельбосу, полпред указывал: «Увод волонтеров — фикция, а признание Франко — реальность. В этом весь смысл английского проекта».
3 августа Дельбос вновь вызвал Сурица для беседы по этому же вопросу. Как отмечено в телеграмме полпреда в НКИД СССР от того же числа, Дельбос утверждал, что советская и англо-французская позиции по вопросу о выводе добровольцев из Испании мало отличаются друг от друга. «Так как Дельбос знает и уверен, — писал далее полпред, — что англичане искренни в своем требовании увода волонтеров и никогда не согласятся на его превращение в фикцию, а с другой стороны, не менее уверены, что на увод не согласятся итальянцы, то Дельбос через Корбена вчера и предложил англичанам, чтобы они на ближайшем заседании восстановили в памяти всех проект «в английской интерпретации» и потребовали ясного и недвусмысленного ответа: принимают ли его или отвергают («да или нет»). Дельбос уверен, что при такой постановке немцам и итальянцам придется «снять маску»; что касается нас, то Дельбос мне доказывал, что существенным является лишь обеспечение реального контроля над уводом волонтеров... Дельбос просил также не настаивать на нашем требовании увода марокканцев, — требовании, которое ставит Францию как колониальную державу в трудное и деликатное положение».
Суриц ответил Дельбосу, что указанные советы фактически сводятся к предложению полностью присоединиться к англо-французскому плану.