Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Иране А. С. Черных. 3 августа 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.08.03
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 442-443.

Немедленно

 3 августа 1937 г.

Сепахбоди[1] по поручению Самии сообщил 31 июля, что последний хотел бы перед сентябрьской сессией Лиги наций сделать визит в Москву и пробыть здесь три дня с тем, чтобы переговорить по всем вопросам наших отношений с Литвиновым.

Сегодня, 3 августа, я сообщил Сепахбоди. что мы были бы очень рады приезду Самии, в особенности ввиду его предложения урегулировать при этом в переговорах с Литвиновым все вопросы наших отношений. В интересах этих отношений следовало бы, однако, в переговорах, которые ведутся между Самии и Вами в Тегеране, обеспечить успех визита Самии, ибо если бы переговоры между Самии и Литвиновым не дали положительного результата, то вместо улучшения отношений получилось бы разочарование и их охлаждение. Кроме того, надо учесть, что Литвинов и Самии не могут вести переговоры по таким технически сложным вопросам и что они могут лишь оформить и подписать соглашения, которые будут подготовлены в Тегеране. Ввиду этого мы затрудняемся предложить Самии определенную дату для его приезда и предпочли бы установить эту дату лишь после того, как в тегеранских переговорах выяснится возможность подписать в Москве соглашения. Я просил бы, кроме того, учесть, что Литвинов, возможно, поедет в отпуск до сентябрьской сессии Лиги наций.

Ввиду важности вопроса предлагаем Вам немедленно повторить этот ответ Самии, добавив, что если бы к моменту его отъезда в Женеву выяснилось, что соглашения не могут быть подписаны в Москве, то он, конечно, мог бы поехать в Женеву транзитом через Москву. При этом само собою разумеется, что он мог бы здесь встретиться с официальными лицами и переговорить по интересующим его вопросам. В этом случае недостижение соглашения в Москве, ввиду неофициального характера его приезда, не могло бы иметь отрицательных результатов для наших отношений.

Исполнение подтвердите.

Стомоняков


[1] Посол Ирана в СССР.