Докладная записка начальника Управления НКВД по Львовской области В.Т. Сергиенко Л.П. Берии о ликвидации ОУН в Львовской области
12 апреля 1940 г.
Сов, секретно
Народному Комиссару Внутренних Дел Союза ССР - тов. Л.П. БЕРИЯ
Как мы уже сообщали, Управлением НКВД по Львовской области вскрыта и ликвидируется крупная антисоветская организация украинских националистов — «ОУН».
По состоянию на 12-е апреля 1940 г. всего арестовано членов ОУН — 161 человек, из них 52 человека сознались в причастности к ОУН и проведении вражеской работы.
Из показаний арестованных активных участников ОУН видно, что подготовка вооруженного восстания на территории Советской Украины проводится по указаниям и под непосредственным руководством центра ОУН и его филиала в Кракове.
Установлено, что в центр ОУН и состав краковского руководства до последнего времени входили:
В центр ОУН:
МЕЛЬНИК Андрей - полковник. Проживает в Риме (Италия).
БАРАНОВСКИЙ Ярослав — «Макар», руководит орг. работой. Проживает в г. Видень (Германия).
Сенник — «Канцлер». Проживает в г. Видень (Германия).
Ярый — «сотник». Руководит военной работой. Проживает в г. Берлине.
Тымчий Владимир — «Лопатинский». (Покончил самоубийством).
Специальные уполномоченные центра ОУН в Кракове - для поручений:
Сушко Роман — полковник, псевдоним его «Сыч».
Буйдунчик Осип — инженер.
Обшее руководство ОУН в Кракове:
Гринев Владимир — «Креминский» (арестован).
Турковский Василий.
Мирон
Горбовой Ярослав — «Буй», «Вуйко», «Смок», «Славко» (арестован).
Равлик.
Штаб ОУН в Кракове:
Грицай Иосиф — подхорунжий, кличка «Сирко» — руководитель штаба, находится в г. Краков (Германия).
Гасин Алексей — подхорунжий, кличка «Тур» — руководитель оперативного отдела. Находится в г. Краков.
Горбовой Ярослав — подхорунжий, кличка «Буй» — руководитель моб. отдела, прибыл в г. Львов (арестован).
Гринев Владимир - кличка «Кремень-Криминский» и «Суп» — руководитель орг. отдела (арестован в г. Львове).
Харкевич — кличка не установлена — пом. руководителя оперативного отдела (арестован в г. Львове).
Карачевский Иосиф — кличка «Свобода» — руководитель отдела военного обучения, находится в г. Кракове.
Лебедь — кличка «Чорт» — руководитель разведки, находится в г. Кракове.
Зацный — кличка «Вик» — помощник руководителя связи, находится во Львове на нелегальном положении.
Гошовский Юлиан - инженер, руководитель радиосвязи, находится в г. Кракове.
Менда — руководитель военного снабжения, находится в г. Перемышле.
Врецена — врач, руководитель снабжения, находится в г. Кракове.
Козак — помощник руководителя санитарного отдела. Находится на территории Германии. Точное место нахождения не установлено.
Клим Павел - кличка «Павло» - руководитель общего снабжения, находится в м. Радимно (Германия).
Буйдунчик — кличка «Славко» — помощник руководителя общего снабжения, находится в г. Новый Синяк (Германия).
Ядив Дмитрий — помощник руководителя общего снабжения, находится в г. Санок (Германия).
На допросах от 26-го марта 1940 г. арестованный член краевого Львовского штаба организации украинских националистов — Ивашков Б.H., будучи передопрошен по вопросу о нелегальном складе оружия, находящемся в грекокатолической церкви Св. Юра во Львове, показал, что об этом складе также знает член краевого штаба ОУН — Гринев Орест, известный под кличкой «Орский». В связи с этим Гринев был установлен и арестован.
Вместе с ним был задержан на его квартире проходивший по показаниям участников организации член «ОУН» — Сулима и неизвестный, проживавший по поддельным документам поляка Шуберта.
Позднее Шуберт был опознан и оказался членом «ОУН» Статкевичем, скрывавшимся в г. Львове.
На квартире Гринева и Сулимы были изъяты три револьвера с большим количеством боевых патронов, значительный запас бумаги в рулонах, военная литература и топографические карты областей Западной Украины.
Оставленная на этой квартире засада, на другой день утром задержала прибывшего из-за кордона курьера Краковского центра «ОУН» — Горбовского, который на первых допросах скрывал свою действительную фамилию, называл себя Грабом.
У Горбовского при личном обыске были изъяты компас, револьвер с боевыми патронами, яд в порошке, шифровальные записки, а также тщательно спрятанные в картузе шифр, список трех явочных квартир, список мест скрытого оружия в девяти населенных пунктах, список повстанческого центра в Кракове и шпионские сведения.
Гринев на допросе отрицал свою принадлежность краевому штабу «ОУН» и пытался свести свое практическое участие в работе организации украинских националистов только к тому, что он обучал членов ОУН топографии и военному делу.
Гринев отказывался долгое время от своей клички «Орский» и отрицал, что его квартира была явочной для курьеров «ОУН» из-за кордона.
Запирательство Гринева, однако, стало вполне очевидным после того, как Горбовой, задержанный на его квартире, показал, что к Гриневу он явился, как на явочную квартиру, указанную ему новым руководителем Львовского Краевого штаба «ОУН» — Грицаном.
Вечером другого дня, после ареста Гринева, к нему на квартиру явился неизвестный, который, обнаружив засаду, успел скрыться, но по дороге потерял перчатку.
Допросы Горбового и Гринева в первое время не дали возможности точно установить личность этого неизвестного.
В процессе же дальнейшего следствия Горбовой показал, что на квартире Гринева он встречался с представителем Краковского центра «ОУН», пришедшим вместе с ним из-за кордона, которого он знает лишь под кличками «Кремень» и «Креминский». Что же касается настоящей фамилии этого «Кременя», то и Горбовой, и Гринев упорно ее скрывали.
Впоследствии Горбовой признался, что на явочной квартире Гринева происходили встречи прибывших из-за кордона ОУНовцев и местных руководителей Краевого штаба ОУН — «Креминский», который фактически являлся Гриневым Владимиром — ст. братом Гринева Ореста — содержателя явочной квартиры.
На дальнейших допросах содержатель явочной квартиры ОУН — Гринев Орест подтвердил, что его старший брат Гринев Владимир, прибыв из-за кордона в г. Львов, встречался с руководителями Краевого штаба ОУН и прибывающим из-за кордона курьером организации украинских националистов, но продолжал скрывать местонахождение своего брата и содержание бесед, происходивших на его явочной квартире.
2-го апреля Гринев назвал дом, где скрывается «Креминский», после чего представитель Краковского центра «ОУН» — Гринев Владимир был нами арестован. При аресте он пытался отравиться ядом, предусмотрительно спрятанным между пальцев рук, но эта попытка своевременно была предотвращена.
Из показаний арестованных руководящих участников организации «ОУН» -Горбового, Ивашкова и Собашека нам стало известно, что арестованные нами: Мартынек, Зоревич, Шавалюк, Кухарь и Олыпанецкая являются содержателями явочных квартир Краковского центра «ОУН».
На этих квартирах нашим засадам удалось задержать 43 активных члена ОУН, в том числе:
Габа Павла — известного нам под кличками: «Юрко», «Неведомого», являющегося руководителем Львовского городского штаба «ОУН». В течение 6 лет он находился на нелегальном положении, часто меняя фамилии и еще при польских властях, совершив убийство полицейского, бежал из-под стражи.
«Зеленого» — прибывшего в конце марта 1940 г. из Кракова со специальным заданием активизировать повстанческую работу в Западных областях Украины.
Неклевича — носящего кличку «Вирко» и проживавшего под фамилией Вир-ныч. Последний сознался в том, что являлся заведующим всей организационной работой ОУН на территории Западной Украины.
Харкевича — прибывшего из Кракова со специальными заданиями. (Имел документ на имя Цобая.)
Влаличку — активного ОУНовца, прибывшего несколько дней назад из-за кордона.
Тычинского — руководителя окружного штаба «ОУН».
Федечко Федора — кличка «Ярема», который прибыл из-за кордона и получил назначение руководителя ОУН в м. Коломии, Станиславской области.
Почти все задержанные имели при себе яд и оружие.
На допросах Габа Павел признал, что под его руководством печатались антисоветские листовки на ротаторе и стеклографе, которые хранились в районе Рогданов-ки г. Львова, где произошло нападение ОУНовцев на Начальника 7-го отделения милиции г. Львова и начальника паспортного пункта этого отделения милиции, о чем мы сообщали вам ранее. Эти множительные аппараты нами были изъяты.
При аресте Габы у него был обнаружен паспорт, при сличении номера которого удалось установить, что именно этот бланк паспорта и был похищен паспортисткой, членом ОУН — Шведык Ириной (арестована).
Габа («Юрко») также признал, что он принимал меры для охраны бежавшего, раненного во время перестрелки члена «ОУН» — Илькова Василия.
Габа показал, что Ильков скрывается у руководителя Коломийской организации «ОУН» — Тычинского. Задержанный засадой Тычинский дал показания
о том, что Ильков скрывается у члена ОУН — Палюка в предместьи г. Коломии. Необходимые меры к аресту Илькова нами приняты. При дальнейших допросах Габа («Юрко») дал показания о большом складе оружия, скрытом в каменоломнях близ районного центра Олески. Оружие это было изъято ( см. приложение № 1) [приложения не публикуются]. (Фото склада оружия) [дописано фиолетовыми чернилами].
Отец содержательницы явочной квартиры Кухарь показал о хранившихся ценностях в подвале дома № 28 по ул. Рынок. Ценности эти изъяты (см. приложение № 2). (Фото ценностей).
Из арестованных ОУНовцев, присланных во Львов Краковским центром ОУН, пока развернутые показания дает только Горбовой.
Горбовой показал, что он прибыл с поручением наладить бесперебойную связь между Краковским центром и Львовской экзекутивой «ОУН», что им уже по приказанию «Креминского» (Гринева) переданы в Краков в зашифрованном виде сведения о провалах организации, происходящих арестах и требования переброски из-за кордона во Л ьвовскую область дополнительных транспортов оружия, денег и людей для восстановления во Львове нарушенных репрессиями связей организации.
Исключительно важное значение придаем документу, который нами был изъят у Горбового и расшифрован (см. приложение № 3).
Этот документ интересен тем, что он проливает свет не только на роль организации украинских националистов в деле создания на территории Советской Украины базы для повстанческой, диверсионной и иной враждебной СССР работы, но и указывает на прямую связь этой организации с германской разведкой.
Значение этого документа велико и потому, что он свидетельствует об агрессивных намерениях правящих кругов Германии против СССР и что так называемая «украинская проблема» продолжает быть актуальной для германского фашизма.
Материалами следствия установлено, что прибывший из-за кордона член центра ОУН — Тымчий, по кличке «Лопатинский» в декабре 1939 г. имел в Кракове встречу с руководителем организации украинских националистов полковником Мельником, от которого требовал переброски всех находившихся за кордоном ОУНовцев в распоряжение Львовского штаба для решительной борьбы с Советской властью и подготовки вооруженного восстания.
Мельник, как это показывает арестованный Горбовой, сначала не согласился с подобной тактикой, но после получения информации о состоянии ОУН в Западных областях Украины и, в частности, о том, что «Лопатинский» при переходе советской границы, видя, что он окружен нарядом пограничных войск, взорвал гранатой себя и троих своих ближайших помощников: Левицкую Зинаиду, Медведя и Василькова. Оставленный «Лопатинским» один из его помощников — Гасин Владимир (кличка «Триска») при попытке перехода советской границы был арестован, а начальник контрразведки Гошко и руководитель Львовской областной экзекутивы «ОУН» - Олейник были убиты во время перестрелки на квартире Илькова, — принял решительные меры к переброске ОУНовцев небольшими группами из-за кордона для замены выбывших из строя членов краевого и окружного ОУНовских штабов.
В частности, следствием получены данные о том, что для организации повстанческих отрядов на Волыни центр ОУН направил из Кракова на советскую территорию до 50-ти активных вооруженных членов организации.
Имеются данные о том, что во Львове назначен и приступил к работе новый руководитель краевой экзекутивы — Грицан, местонахождение которого арестованные тщательно скрывают.
Грицан совместно с «Креминским» 24-го марта проводили нелегальное совещание краевого штаба, трое участников которого (Гринев Владимир, Горбовой и Никлевич) нами арестованы.
«Креминский» развернутых показаний пока не дает, но не отрицает того, что, следуя указаниям Краковского центра ОУН, он стремился активизировать в Западных областях Украины антисоветскую работу ОУНовского подполья.
По имеющимся у нас следственным материалам, в Управление НКВД по Станиславской области направлена подробная ориентировка на 49 руководящих членов «ОУН», проживающих на территории Станиславской области, а также о скрытых резервах оружия.
Принимаем активные меры к установке и аресту нового руководителя Львовской краевой экзекутивы ОУН.
О ходе дальнейшего следствия по делу будем Вас информировать.
Начальник Управления НКВД по Львовской области, ст. майор гос. безопасности
Сергиенко