Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 9 июля 1937 г.
Вне очереди
9 июля 1937 г.
1. Как и надо было ожидать, англичане решили все-таки еще оттянуть ликвидацию невмешательства, организовали с этой целью некоторые малые державы; от их имени выступил голландец и предложил просить английское правительство сделать последнюю попытку найти какой-либо компромисс. Так как Корбен, Риббентроп, Гранди и все остальные члены Комитета поддержали предложение голландца, я заявил, что не возражаю против данного предложения, хотя мало верю в его успех. Я просил установить срок для ведения переговоров, но Корбен меня не поддержал. Плимут, однако, обещал вести переговоры с максимальной быстротой. Комитет будет созван на будущей неделе, но день пока не назначен. После сегодняшнего выступления Гранди трудно представить себе, какой базис может быть найден для компромисса. Корбен держался на этот раз неплохо, но я не уверен в его стойкости. Именно сейчас было бы очень важно нажать на французское правительство, так как англичане в ближайшие дни, несомненно, попытаются вовлечь французов в какую-либо гнилую сделку. 12 или 13 июля оппозиция рассчитывает поставить в палате вопрос об Испании.
2. Вчера вечером секретарь Идена передал мне просьбу Идена быть у него сегодня утром до начала заседания. Когда я вошел з кабинет Идена, то застал его в состоянии смятения и прострации. Он встретил меня словами: «Право, не знаю даже, о чем с Вами говорить». Я с удивлением посмотрел на Идена, тогда он стал объяснять, что он пригласил меня, чтобы информировать о действиях и намерениях английского правительства в связи с испанским кризисом. Вчера вечером у него была мысль предложить такой выход: сначала выводятся волонтеры, а потом Франко дается ограниченное право воюющей стороны. Иден, например, прямо заявил, что английское правительство не допустило бы остановки и обыска судов. На мой вопрос, должны ли предварительно быть выведены все волонтеры, Иден несколько замялся, причем из дальнейшего выяснилось, что он готов был бы поставить вопрос о праве воюющей стороны даже в случае вывода не всех, а только большинства волонтеров. Однако сегодня все это радикально изменилось. В «Таймс» от 9 июля напечатана декларация Франко, в которой он категорически заявляет, что не допустит вывода волонтеров. Это значит, что немцы и итальянцы или по крайней мере итальянцы против вывода. При таких условиях рушится всякий базис под планом Идена. Он не знает, что делать. Кое-кто ему предлагал собрать опять «четверку», но он не хочет этого делать отчасти потому, что не верит в возможность соглашения, а отчасти потому, что боится опять возбудить подозрение в разных кругах («в том числе и с вашей стороны»,— прибавил Иден), Вместе с тем Иден понимает, что тянуть долго нельзя и что если даже ставить вопрос об отсрочке, то речь может идти лишь о нескольких днях.
3. В Лондон на несколько дней приехал дель Вайо, официально — использовать отдых, фактически — для контакта с лейбористско-либеральными кругами. Он видел здесь уже довольно много народу, и мне кажется, что приезд дель Вайо будет иметь известный положительный эффект.
4. Подробный отчет о заседании послан ТАСС сегодня вечером. Проследите, чтобы он не залежался в московском ТАСС.
Полпред