Спецсправка СПО ОГПУ о голоде в деревнях Западно-Сибирского края. 4 августа 1932 г.
№ 156
Совершенно секретно.
По данным на 25 июля 1932 г.
В дополнение к спецсправке № 50414 от 10 февраля 1932 г.
По ряду районов ЗСК продолжают отмечаться частичные продовольственные затруднения в колхозах и среди единоличников. В отдельных селах продзатруднения принимают настолько острый характер, что вызывают заболевания на почве истощения и смертные случаи. Отмечены также отдельные факты самоубийств колхозников на этой почве.
Усть-Пристанский район. Ряд сел и колхозов, пораженные в прошлом году недородом, особенно остро переживают продовольственные затруднения. На почве недоедания за время с 15 по 28 июня с.г. зарегистрировано по семи селам следующее количество заболевших и умерших.
Умерло:
Колхозников |
155 чел. |
Единоличников |
39 чел. |
Всего: |
194 чел. |
Болеют от истощения:
Колхозников |
163 чел. |
Единоличников |
91 чел. |
Всего: |
254 чел. |
В целях смягчения продзатруднений в этих селах РК ВКП(б) и РИКом отпущено из гарнца 112 ц хлеба, но оказанная продовольственная помощь недостаточна и только временно может смягчить продзатруднения в этих селах.
Троицкий район. Член с/х артели им. Калинина Шершнихинского сельсовета Кишкин Ф. (член сельсовета) на почве продзатруднений и спора по этому вопросу с правлением колхоза 9 июня зарезал себя ножом и назавтра скончался.
В течение 1932 г. в этом колхозе отмечен и второй случай самоубийства в начале года, когда повесилась колхозница на курсах трактористов.
Быстро-Истокский район. В с. Паутово умерли от истощения 3 колхозника с/х артели «Красный партизан». В с/х артели «Большевик» умерли от голода: колхозник Шильянов, у колхозника Кабанова умерло 3-е детей. В этом же селе от голода умерли единоличники Паутов, Гольцова, Шарнин, у последнего также умерли 2-е детей. В с. Пайтово умерли от истощения 2 единоличника: Гольцов С. и Пошнев Н. Болеет от голода семья в 6 чел. единоличника Орлова, а также единоличники Логинов и Пошнев.
Покровский район. В с. Кабаново колхозник Белоусов, собирая на продовольствие траву в степи, умер там от истощения.
Отмечаются также не единичные факты употребления в пищу мяса павших животных и всевозможных суррогатов.
Чановский район. В с. Полтавка колхозник Симбирцев, имеющий 6 едоков, за время с 1 апреля по 1 июля получил всего 10 кг хлеба и питался мясом павших лошадей. Колхозник Соболев, обдирая дохлых свиней в колхозе, употреблял их мясо себе в пищу. В колхозе 3-я заимка колхозник Пигарев питается жмыхом и разными травами.
Павловский район. В колхозе «Путь крестьянина» с. Арбузовки колхозники Захаров, Веселов и Столярова едят мясо павших лошадей. 1 июля они вывезли в бор павшую колхозную лошадь, ободрали ее и мясо поделили между собою.
Поспелихинский район. В с. Красноярск председатель колхоза Костюков, колхозники Секирин и Шевченко ловят сусликов и употребляют их в пищу. Единоличник этого же села Нижник так же питается мясом сусликов.
Выходы из колхозов
В ряде районов отмечается значительный отлив из колхозов, обуславливаемый отмеченными выше продзатруднениями и деятельностью антисоветского элемента на этой почве.
За время с 1 июня по 20 июля в 41 районе из колхозов вышло 6477 хозяйств, причем в некоторых районах выходы из колхозов приняли широкие размеры.
Ребрихинский район. В июне из колхозов района вышло 828 хозяйств, и в течение 20 дней июля — 543.
Каменский район. За июнь вышло из колхозов 479 хозяйств, в течение 20 дней июля — 32 хозяйства.
Назаровский район. В июне вышло 123 хозяйства из колхозов и в июле— 95.
Татарский район. В июне вышло из колхозов 140 хозяйств, а в июле — 103.
Тогульский район. За июнь вышло из колхозов 31 хозяйство, а в июле-290.
Политнастроения колхозников
Наряду со значительным отливом колхозников из колхозов из-за продзатруднений отмечается ряд фактов невыхода колхозников на работу и срыва полевых работ. В суждениях отдельных колхозников фиксируются факты прямого недовольства Советской властью и тенденции к дальнейшим выходам из колхозов.
Павловский район. В с. Колыванском колхозники с/х артели «14 Октябрь» в числе 17 чел. бросили полевые работы 21 июня и, явившись в правление колхоза, заявили: «Если хлеба не выдадите, на работу больше не пойдем, бросим колхоз, заберем своих лошадей и уйдем на производство». В этом же колхозе рабочие по постройке скотных дворов бросили работу и также заявили, что они вынуждены бросить колхоз и ехать на производство.
Колхозник с/х артели «Восход» с. Черемное Полухин говорит: «В колхоз мы пошли, чтобы лучше жить, но теперь видим, что дело скверное, дошли до того, что способны грабить и убивать, потому что сидим без хлеба. Так дальше продолжаться не может, Советская власть должна нам дать хлеба».
Шипуновский район. В с/х артели Молотовского сельсовета группа женщин, собравшись у конторы колхоза, требовала хлеба, причем из толпы раздавались выкрики: «Надо пики на вас точить, другого выхода нет».
Член коммуны им. Молотова Анфилов Иван в разговоре с колхозниками говорит: «Лучше бы нас вывозили десятками и расстреливали, чем с голоду морить».
Зам. начальника СПО ОГПУ Горожанин
Помощник начальника 2 отделения СПО Коркин