Постановление бюро Казахского крайкома ВКП(б) о массовом голоде в Казахстане. 2 июля 1932 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1932.07.02
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 404-406
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 42. Д. 34. Л. 85-86. Копия.

№ 148

Постановление бюро Казахского крайкома ВКП(б) о массовом голоде в Казахстане1*

Слушали: Сообщение т. Каруцкого.

Постановили: 1. Отмечая наличие крайне острого продовольственного положения в значительном количестве районов Казахстана (массовые случаи голодной смерти, острой голодовки), распространение эпидемических заболеваний, детской беспризорности, — крайком указывает обкомам и райкомам, что борьба с этими явлениями, принявшими широкий характер и вызывающими недовольство среди трудящихся — особенно казахов, становится теперь первостепенной политической задачей, которая ни в какой мере не может быть отодвинута на задний план вследствие проведения различных хозяйственно-политических кампаний.

Основная задача — мобилизация всей общественности, немедленное оказание всякой (продовольственной, материальной и т.д.) помощи пострадавшим и хозяйственное их устройство.

Особое внимание необходимо обратить на оздоровление работы районных и аульных организаций, беспощадно борясь и искореняя практику голого администрирования в отношении колхозников, единоличников — бедняков и середняков, практику всяческих перегибов и прямого произвола. Принять решительные меры по укреплению и насаждению революционной законности на селе и в ауле, руководствуясь последним постановлением ЦИК и СНК СССР от 25 июня о революционной законности148 и решением бюро крайкома и президиума крайКК от 17 мая с.г. по докладу т. Сольц о работе органов юстиции. Крайком требует от всех парторганизаций принятия серьезных мер к полному проведению в жизнь этих решений.

2. Предложить всем обкомам и райкомам всю продовольственную помощь использовать по прямому назначению и безо всякого замедления. Отмечая полное использование ресурсов, отпущенных центром, считать необходимым всемерно ускорить раздачу хлеба голодающим, указав при этом, что эта раздача не должна проходить как техническое мероприятие, а должна сопровождаться широкой разъяснительной работой с особым подчеркиванием значения помощи со стороны пролетарского государства. При этом в первую очередь удовлетворить нужды возвращающихся откочевников, не отказывая в предоставлении помощи и ссуды тем, которые нуждаются в продовольствии до нового урожая.

3. В результате острых продовольственных затруднений имеет место распространение эпидемий сыпного тифа в Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Актюбинской обл., черной оспы в Актюбинской обл. и авитаминоза в Алма-Атинской обл., что грозит к осени превратиться в массовые заболевания населения города и деревни.

Отмечая совершенно неудовлетворительную работу и крайне безответственное отношение органов НКЗдрава, как в области проведения профилактических мероприятий, так и оказания должной лечебной помощи, считать необходимым немедленно при СНК Казахстана создать чрезвычайную комиссию по борьбе с эпидемическими заболеваниями под председательством т. Кулумбетова и в составе членов т. Каруцкого и Асфиндиарова.

Предложить СНК в трехдневный срок разработать конкретные мероприятия, а т. Каруцкому внести свои предложения в СНК.

4. Отмечая огромный рост беспризорности детей (с 7 тыс. на 1 января 1932 г. до 35 тыс. на 1 июня 1932 г.), крайком считает задачу ликвидации беспризорности боевой задачей, которая должна стать в центре внимания всех массовых и общественных организаций, особенно — профсоюзов, комсомола и делегаток женщин. Отметить полную бездеятельность в борьбе с беспризорностью органов НКЗдрава, Наркомпроса и общественных организаций (общество «Друг детей», детские комиссии, РОКК и др.). Считать необходимым создание авторитетных детских комиссий (по примеру Центральной, созданной в Алма-Ата под председательством т. Каруцкого) с обеспечением в них четкой бесперебойной работы. Предложить т. Каруцкому разработать по этому вопросу конкретные мероприятия и внести в СНК.

Ввиду того, что в связи с возвращением откочевников и продовольственными затруднениями контингент беспризорных расширяется и имеющихся средств не хватает, поручить СНК изыскать дополнительные средства и поставить вопрос перед центром об увеличении материальной помощи.

Отмечая крайне неудовлетворительное состояние существующих детских домов (прорывы в области снабжения, отсутствие культурно-воспитательной, санитарно-гигиенической работы), предложить всем обкомам и райкомам осуществить конкретное руководство и непосредственное наблюдение над детскими домами, приняв меры к их укреплению, а также и к освоению еще не подобранных беспризорных (в частности, по линии железных дорог).

5. Принимая во внимание, что голодающих из трудящихся элементов необходимо не только кормить, но и сделать из них работников социалистического общества, считать важнейшей задачей хозяйственное освоение и устройство в совхозах, колхозах и промышленных предприятиях, как кочевников, возвратившихся из соседних республик и краев, так и находившихся внутри края.

Поручить обкомам произвести точный учет контингента и оказать им помощь, а также выявить те объекты, которые могут принять на работу их с тем, однако, что это устройство проводилось в такой мере и в таком количестве, чтобы не отразилось на оргхозяйственном укреплении колхозов — в деревне и на политическом настроении на предприятиях — в городе.

Считать необходимым предварительно разъяснить хозяйственникам необходимость этих мероприятий, которые должны проводиться затем в жизнь по согласованию с хозяйственниками.

6. Отмечая, что возвращение откочевников на места проходило недостаточно организованно, предложить обкомам принять меры к организации карантинных и питательных пунктов, обеспечив их, как материально, так и постановкой разъяснительной работы, прикрепляя к этим пунктам ответственных товарищей коммунистов и комсомольцев.

7. Росту откочевок, помимо тяжелого экономического положения ряда районов и недорода, в значительной мере содействовали имевшиеся на местах массовые случаи грубого искажения линии партии, действия правых оппортунистов, происки классового врага — кулака и бая, а также практика голого администрирования, перегибов и произвола. Крайком еще раз обращает на это внимание всех парторганизаций и требует создания на селе и в ауле такой обстановки, проведения такой работы, при которой сама возможность дальнейших откочевок была бы предупреждена и предотвращена.

8. Создавшееся в ряде мест края тяжелое положение и напряженная обстановка в связи с продовольственными затруднениями используются, в первую очередь, правыми оппортунистами, а также великодержавниками, — даже отдельными коммунистами — в целях дискредитации линии партии. Отмечается также оживление и рост националистических группировок, пытающихся использовать затруднения для борьбы с линией партии. Поэтому задачей парторганизаций является решительная борьба со всеми этими явлениями, а также с упадочническими настроениями отдельных колеблющихся элементов на основе твердого проведения генеральной линии партии, на основе осуществления решений последнего 4-го пленума крайкома — в частности и особенности об оживлении партийно-массовой и массово-политической работы.

Крайком требует от всех парторганизаций со всей серьезностью отнестись к устранению всех последствий продовольственных затруднений с тем, чтобы успешно провести уборочную и заготовительную кампанию и реализовать решения ЦК партии.

Секретарь Казкрайкома ВКП(б) Голощекин

1* Из протокола № 107 заседания бюро Казахского крайкома ВКП(б) от 2 июля 1932 г.

148 Речь идёт о постановлении ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. «О революционной законности». В нем указывалось, что его принятие было обусловлено значительным числом нарушений законности со стороны должностных лиц и искривлений в практике ее проведения, особенно в деревне. Для изменения ситуации правительствам союзных и автономных республик, органам прокуратуры и краевым (областным) исполкомам предлагалось: произвести проверку поступивших заявлений о фактах нарушений революционной законности со стороны должностных лиц и строго наказать виновных, вплоть до придания их суду; отменить и снять административные штрафы и взыскания, наложенные райисполкомами и сельсоветами в нарушении общесоюзного и республиканского законодательства, особенно в связи с проводимыми е/х кампаниями; устранить факты наложения твердых заданий, раскулачивания и т.п., допущенные в нарушении законов советской власти в отношении отдельных колхозников и единоличников, в то же время осуществляя установленные законодательством меры в отношении кулацких элементов; привлечь к строгой ответственности должностных лиц, виновных в проведении незаконных арестов, обысков, конфискаций или изъятий имущества у трудящихся (СЗ СССР. 1932. № 50. Ст. 298). Данное постановление не было реализовано, так как его дезавуировало постановление ЦИК И СНК СССР от 7 августа 1932 г. (см. док. № 160).