Выписка из информационного письма инструктора Президиума ВЦИК Хамармера членам фракции ВКП(б) Президиума ВЦИК о положении в колхозах Средне-Волжского края. 15 апреля 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.04.15
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 358-360
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 631. Оп. 5. Д. 48. Л. 191-196. Копия.

№ 123

Не ранее 15 апреля 1932 г.1*

Секретно.

1. О реализации решения ЦК ВКП(б) от 26 марта 1932 г.

Основная масса колхозников с большим удовлетворением приняла решение ЦК. В ряде мест после получения обратно коров значительно сократились групповые требования колхозников о выдаче хлеба. Улучшилось общее настроение колхозников, и в ряде мест Самарского, Кинель-Черкасского, Больше-Глушицкого, Приволжского и других районов сев пошел значительно интенсивнее. И при правильной реализации решения ЦК, при развертывании массовой работы, это решение могло и должно послужить большим стимулом для дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов, еще лучшей организованности колхозной массы, для борьбы за сев, и даже к добровольному оставлению в колхозах обобществленного скота.

Однако на местах был допущен ряд крупнейших извращений в этом деле.

Вот как коммунисты в ряде мест приняли решение ЦК. В с. Спасском Сергиевского района 29 марта колхозники, обсудив постановление ЦК, постановили — скот оставить в колхозе. 30-го утром председатель сельсовета — кандидат партии, собрал бригадиров-коммунистов, пошел на колхозный двор и забрал свой скот, а за ним последовали и остальные колхозники.

В Борском районе (с. Старый Печеур) развод коров начали партийцы и комсомольцы, а после них колхозники забрали не только скот с колхозного двора, но и с МТФ.

Еще лучше отличились партийцы и комсомольцы в Липовском сельсовете Сергеевского района: они ходили по домам колхозников уговаривать разбирать скот и разобрали... 351 корову, 1084 овцы, 100 голов молодняка, т.е. все подчистую. 

В других местах члены партии «в штыки» приняли постановление ЦК. Это постановление в ряде сельсоветов Кинель-Черкасского и Сорочинского районов расценивалось как уступка крестьянству — «возврат частной собственности», «приостановку роста колхозов».

А в Сурском районе (с. Лава) председатель сельсовета Басин и председатель колхоза Марфин собрали актив и рассуждали примерно следующим образом: «Постановление вынесено несвоевременно, оно только разрушает колхозы. Колхозники начнут тащить все. Выходит значит, что мы опять даем на селе расти кулаку», и вместо, чтобы повести за собой массу, партийный и комсомольский актив, по сговоренности, не явились на колхозное собрание, обсуждавшее постановление ЦК.

Стоит рассказать о разговорчиках другого порядка. В с. Покровке (Борского района) члены партии Околесов и Занин примерно следующее излагали перед активом села (записано со слов инструктора РИК): «Там сидят в центре, получают большое жалование и абсолютно не знают, в каких условиях приходится нам работать. Пусть едет сюда Сталин работать, мы не будем компрометировать себя перед массой, мы с большим трудом обобществляли скот, а теперь нужно возвращать. Нужно бросить к черту работу».

И нечему удивляться, что в этих местах, воспользовавшись растерянностью партактива, кулак начал проявлять бешеную активность и не без успеха, потому что никакого противодействия он не получал.

Вот несколько фактов:

В Самарском, Большом Глушицком, Борском и др. районах кулаки распространяют следующие провокации: «ЦК издало постановление о роспуске всех колхозов, но местные власти прячут его под сукно».

«В «секретном» постановлении ЦК написано, что и лошадей разбирать можно, только нам не говорят об этом» и т.д.

В ряде сел этих же районов, под влиянием кулацкой агитации несколько с/х артелей хотят перейти на ТОЗ с целью разобрать лошадей.

В Борском районе наблюдаются следующие случаи.

Колхозники усилили уход и заботливость за «своими» лошадьми, стоящими в колхозных конюшнях: «Нужно свою лошадь подкармливать, все равно скоро раздадут, придется на ней работать».

В местах, где колхозы решают оставить коров обобществленными, кулацкая агентура усиленно уговаривает: «Хоть вы обобществили добровольно скот, но в постановлении ЦК написано, что каждый колхозник должен иметь корову, а правление колхоза насильно задерживает. Надо коров развести».

И в ряде сельсоветов Приволжского, Кинель-Черкасского и других районов эта агитация возымела свое действие. Скот был разведен.

Все то, о чем я говорил, имеет отношение к селу непосредственно, но вызывает опасение факт своеобразной трактовки постановления ЦК районными организациями.

Вот к примеру выдержка из постановления РК ВКП(б) Кинель-Черкасского района от 7 апреля 1932 г.:

«3. Признать необходимым провести возвращение всего обобществленного скота (?!) колхозникам. Парторганизация должна стать во главе раздачи… тем самым на деле выполнить решение ЦК об исправлении «левацких» загибов в обобществлении скота».

В ряде сельсоветов этого района колхозники решили оставить коров обобществленными. Например: колхоз им. 8 Марта Сарбаевского сельсовета выносит следующее решение: «Учитывая наличие созданных лучших условий содержания обобществленного скота и его кормления — постановили единогласно — скот оставить в колхозе». 

Чего бы кажется лучше? Но РК, РНК об этом узнают и туда посылает[ся] специальный уполномоченный, которому дается директива — скот развести во чтобы то ни стало.

Такая, с позволения сказать, «политика» привела к тому, что в районе из 24 714 коров не осталось ни одной обобществленной головы, больше того, из количества 7211 коров, находящихся в МТФ, на 1 мая осталось только 3786 голов.

Все это дает благодатную почву для кулацкой агитации и нечему удивляться, что за последнее время наблюдается в отдельных местах массовый выход из колхозов и развод не только коров и молодняка, но и лошадей.

Вот некоторые краевые цифры (по материалам, раздобытым в Крайколхозсоюзе и ГПУ):

Так, по 61 району (из 65) разведено и роздано: лошадей — 3277, коров — 128 825, молодняка — 118 550, коров из МТФ — 8479.

Развод лошадей принял больший размер по Правобережью — в 30 районах без Мордовской обл. — разведено 2797 лошадей.

Отлив из колхозов

Краевые цифры выхода из колхозов в динамике показывают следующую картину:

 

Количество

выхода

Количество

районов

Январь

20

1500

Февраль

20

1080

Первая половина марта

20

1014

С 20 марта по 15 апреля

35

5322

 

Всего:

8916

Что составляет (грубо подсчитывая) 10% к общему количеству колхозных хозяйств в крае.

Вот как обстоит дело с реализацией решения ЦК.

Инструктором ВЦИК на месте поставлен вопрос перед соответствующими организациями о посылке людей для исправления перегибов.

1* Датируется по содержанию документа.