Письмо Полномочного Представителя СССР в Норвегии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР В. П. Потемкину. 10 мая 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.05.10
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 237-239.

10 мая 1937 г.

Уважаемый товарищ,

Данная Вами в письме от 3 мая предварительная оценка итогов конференции министров иностранных дел Скандинавии в Гельсингфорсе вполне подтверждается моими здешними наблюдениями, как и отзывами разных собеседников, а также информацией Кута, данной им во вчерашней нашей беседе.

Кут чрезвычайно доволен окончательным включением Финляндии в систему скандинавского сотрудничества. Он убедился теперь в бесповоротном отходе нашего соседа от агрессивных замыслов, как и [от] лапуасских тенденций вообще в среде правых партий, а тем самым — в честном стремлении Финляндии к скандинавскому нейтралитету, повторяя, одним словом, то, что говорил после прошлогодней конференции.

О политике Дании Кут говорит, что наиболее правильную позицию занял Стаунинг в своих выступлениях в Швеции, если не считать его слишком темпераментных оборотов речи. Хотя политика Дании определяется двумя факторами: страхом перед Германией и непонятной экономической политикой Англии, но устремления и цели ее вполне совпадают с политикой норвежского правительства.

Я допускаю, что действительно шведы на конференции некоторым образом нажимали на Мунка, но «окрепшие настроения» его быстро выветрились, судя по содержанию его интервью в датской печати и германской «Дейче альгемейне цейтунг» по возвращении в Копенгаген.

Кут считает на основании последних фактов, что Англия все более изолируется от европейских дел и такая близорукая политика ее гибельно отразится на интересах всей Европы.

Что касается конкретных решений конференции, Кут похвастал, что выработанное соглашение о взаимной информации о бюджетных ассигнованиях на оборону и о вооружениях будет осуществлено между Скандинавскими странами также и без участия других держав, причем отметил, что идея такого соглашения позаимствована из женевских предложений Советского правительства.

Кут лишний раз отмахивался от идеи заключения оборонного союза между Скандинавскими странами, напоминая мне то, что однажды высказал, а именно: до тех пор пока он останется министром иностранных дел, Норвегия не присоединится к такому союзу даже в том случае, если бы шведской военщине удалось переубедить нынешнее шведское правительство в необходимости такого союза. Этим элементам Стаунинг дал надлежащий отпор своими выступлениями в Лунде и Стокгольме.

2. В этой же беседе Кут сообщил мне, что, по его сведениям, на внеочередной сессии Лиги наций кроме официальной повестки Англия предполагала продвинуть окончательное разрешение абиссинского вопроса. Но теперь ему стало известно, что Англия отказалась от этой мысли. Если его информация в ближайшие дни подтвердится, то Кут на женевскую сессию не поедет.

3. В ходе работ текущей сессии стортинга главные затруднения для норвежского правительства преодолены, как информировали наши сводки норвежской прессы. Коллективные договоры перезаключены почти по всем отраслям промышленности без экономических конфликтов, с недостаточными уступками в пользу рабочих всех профессий, подобно тому как это имело место в 1935 г. при нынешнем же правительстве НРП. Дальше, принят военным комитетом стортинга внесенный правительством дополнительный бюджет на оборону в размере 21 млн. норвежских крон. В течение апреля месяца дважды поговаривали даже в правительственных кругах о возможном правительственном кризисе. Теперь все опасности миновали, и норвежское правительство укрепило свою позицию до января будущего года, т. е. до будущей сессии стортинга. Таково общее мнение, в том числе и НРП.

В связи со скоропалительно внесенным в стортинг предложением Кута о посылке в испанские воды норвежского военного судна «Олаф Тригвасон» для защиты торговых пароходов от пиратских действий Франко едва не возник было частичный кризис правительства. Это предложение натолкнулось на оппозицию всех буржуазных фракций стортинга и вызвало колебания в собственной партии Кута. Как мне доверительно сообщил министр юстиции Ли, Кут подал в отставку, но премьер отказался принять ее. Нашли такой выход, что обсуждение предложения отложено было до возвращения Кута из Гельсингфорса. Накануне своего отъезда Кут письменно известил стортинг о том, что вопрос о военной защите торговых пароходов в общескандинавском аспекте будет обсуждаться на конференции. Решения конференции по этому вопросу и дальнейшие шаги скандинавских правительств Вам известны.

Хотя дано распоряжение независимо от предпринятых шагов в Лондоне готовить «Тригвасон» к отплытию, Кут вчера рассказывал, что с момента постановки этого вопроса значительно уменьшились факты захвата норвежских пароходов, а с другой стороны, кончается в мае фрахтовый сезон по испанским перевозкам. Таким образом, сам собою вопрос теряет свою прежнюю остроту.

В этой же беседе Кут выразил признательность норвежского правительства Советскому Союзу за дельную, бескорыстную поддержку требований и защиту интересов Норвегии в Лондонском комитете невмешательства.

4. По вопросу о беспошлинном ввозе шпицбергенского угля нашей добычи в норвежские порты обещал мне Ауберт[1] ускорить получение от Минфина соответствующего заключения. За ним задержка, и надо надеяться, что в ближайшие дни я получу ответ МИД, который немедленно сообщу Вам телеграфно.

С товарищеским приветом

Якубович



[1] Генеральный секретарь МИД Норвегии.