Докладная записка члена президиума ЦКК ВКП(б) и коллегии НК РКИ Б.А.Ройзенмана в Наркомзем СССР о выполнении директив ЦК ВКП(б) о красноармейских колхозах на Дальнем Востоке. 7 января 1932 г.
№ 91
Секретно.
К п. 5 пов. зас. Комиссии Исполнения СНК СССР
Согласно постановлению СНК СССР от 23 апреля 1931 г. в Дальне-Восточном крае должно было быть вселено в 1931 г. и хозяйственно устроено 10 тыс. семей (85 тыс. чел.) демобилизованных красноармейцев и краснофлотцев. На Дальне-Восточный крайисполком этим постановлением было возложено вести работы по жилищному и сельскохозяйственному строительству для красноармейских колхозов с таким расчетом, чтобы к 1 ноября 1931 г. полностью закончить это строительство и обеспечить переселенческим колхозам организационную и агротехническую, и ветеринарную помощь.
Имеющиеся на последний момент как в НКЗ СССР, так и в военведе данные о состоянии красноармейского переселения в ДВК свидетельствуют о неудовлетворительном выполнении постановления СНК как со стороны центральных, так и со стороны Дальне-Восточных краевых организаций.
Вербовка и отправка красноармейцев-переселенцев
По данным НКЗема СССР и ПУР РККА план вербовки по семи военным округам выполнен на 120%. Вместо 10 ООО тыс. завербовано свыше 12 тыс. семей. Однако к 25 декабря, т.е. к моменту, когда основная масса завербованных должна уже быть на месте, количество отправленных составляет 6 900 тыс. красноармейцев, т.е. 69% от плана и 57,5% от количества завербованных. Не выполнен план и в отношении членов семьи красноармейцев: вместо среднеплановой цифры 2,5 члена семьи на каждого колхозника-красноармейца процент отправленных членов семьи не превышает 0,9% (6249 чел.).
Результаты отправки на 15 декабря свидетельствуют о большом прорыве в выполнении плана переброски на Дальний Восток завербованных красноармейцев, совершенно неудовлетворительных мерах, принятых НКЗ СССР и его органами в местах выхода для своевременного выявления завербованных и их отправки, а также о разрыве между моментом демобилизации и отправки (до 3 мес.). Последнее обстоятельство чрезвычайно осложняет теперь довербовку и отправку недостающих 5 тыс. красноармейцев и их семей.
Кроме того, необходимо отметить совершенно неудовлетворительную работу, проведенную НКЗемом СССР и его органами в местах выхода среди семей красноармейцев, в результате чего в ряде районов (Белоруссия, Северный Кавказ, Средне-Волжский край и др.) основной мотивировкой отказа ряда завербованных красноармейцев от выезда на Дальний Восток служит, якобы, нежелание семьи выехать на переселение.
Прибытие и водворение переселенцев в ДВК
По телеграфным данным из ДВК на 25 декабря 1931 г., из проследовавших через Дальне-Восточный головной переселенческий пункт Сковородино 5972 красноармейца фактически прибыло в колхозы всего 5746 красноармейца (57,4% от плана) в составе 13455 едоков (отсев от Сковородино до колхозов 226 красноармейцев). Одновременно уже отмечается уход из колхозов 760 красноармейцев из прибывших. Таким образом, из числа проследовавших Дальне-Восточный головной переселенческий пункт осталось в красноармейских колхозах всего 84% при отсеве 986 красноармейцев, местонахождение которых, из-за отсутствия учета оседаемости вне колхозов, не установлено.
По данным НКЗ СССР, до сих пор решающей причиной ухода из колхозов является: неуменье правлений колхозов и райколхозсоюзов быстро организовать использование прибывших, сманивание их на другие работы местными организациями и кулацкая агитация как в пути следования, так и на местах в ДВК.
Одновременно необходимо отметить отчасти неудачный подбор красноармейцев-переселенцев, проведенный органами ПУР РККА в красноармейских частях. Несмотря на неоднократные указания о недопустимости преувеличения и приукрашивания условий переселения в ДВК и в этот раз допускались во многих случаях преувеличенные обещания особых благ, которых переселенцы при приезде не могли получить.
Кроме того имели место отдельные случаи, когда среди завербованных попались люди, ничего общего не имеющие с сельским хозяйством, а иногда и провинившиеся красноармейцы, для которых согласие на переселение в ДВК сопровождалось освобождением их от ответственности. Нахождение среди колхозников отдельных морально и политически неустойчивых лиц и имевшие место обработки едущих красноармейцев со стороны антисоветского элемента (спаивание, сманивание обратно, запугивание тяжелыми условиями на Дальнем Востоке и т.п.), при недостаточной разъяснительной работе в отдельных эшелонах способствовало развитию пьянства, драк и др. эксцессов. Этот же неустойчивый элемент и вел агитацию за обратный уход из колхозов.
Одновременно не везде была организована соответствующая встреча красноармейцам и особенно это необходимо отметить в отношении Дальне-Восточных организаций. Так, например, при следовании на Дальний Восток одного московского эшелона, наряду с особыми встречами, организованными парт- и общественными организациями, начиная от Перми до Новосибирска (оркестры, митинги, кино и т.д.), при въезде в столицу Дальне-Восточного края — Хабаровск эшелон никем встречен не был, несмотря на то, что в Хабаровск был заранее выслан от эшелона представитель, чтобы договориться с местными организациями о встрече, к которой красноармейцы-переселены особо готовились. Встреч не было организовано и после Хабаровска.
Готовность колхозов на 1 ноября
Далькрайисполком не обеспечил своевременное развертывание Дальсельстроем строительства, в результате чего процент готовности жилищ составил на 1 мая — 3,4%, на 1 июля — 6,4%, на 1 сентября — 23%; несмотря на то, что постановлением СНК СССР срок окончания строительства был дан к 1 ноября — к этому времени процент готовности не превышал 66%, а по последним телеграфным данным, жилищное строительство на 25 декабря доведено в среднем до 78%. Кроме того, красноармейские колхозы получили ряд кулацких построек с жилфондом, обеспечивающим прием и удовлетворение жилплощадью 1000 тыс. семей.
По данным НКЗ СССР и Дальне-Восточных организаций, наличие готовых жилищ полностью обеспечивает прием и закрепление 20 тыс. чел.
Слабые темпы строительства красноармейских колхозов и невыполнение в срок постановления СНК было вызвано, с одной стороны (как это было констатировано постановлением Коллегии НК РКИ СССР), явным бюрократическим отношением и безответственностью со стороны Союзсельстроя и Наркомтруда СССР, не обеспечивающих строительство достаточной рабсилой и специалистами. Вместо 4 тыс. рабочих, согласно постановления СНК на Дальний Восток было отправлено только 1717 чел., причем основная масса рабочих была завербована и отправлена лишь в конце августа и сентября. Дело это передано Прокуратуре Верхсуда СССР для расследования и привлечения виновных к ответственности.
Одновременно неудовлетворительно работали Дальне-Восточные краевые организации. Дальлеспром не выполнил в срок (к 1 сентября) доставку 75 тыс. км пиломатериалов, погрузив лишь 65 — 70%. Дальснабсбыт не обеспечил строительство промстройматериалами (гвоздей всего на 51%, дверных приборов — 33% и т.д.), не установил контроля за продвижением стройматериалов, а зачастую задерживал отправку со складов. Крайснаб и крайсоюз не обеспечили нормального снабжения строительных рабочих, в результате чего питание их было поставлено совершенно не удовлетворительно и текучесть рабсилы на отдельных участках доходила до 100—150%.
Дальсельстрой до августа мес. работал совершенно не удовлетворительно (процент готовности жилищ к этому времени составил всего 10%). В результате принятых Дальне-Восточными организациями после приезда т. Ворошилова мер строительство стало подвигаться быстрее и доведено в течение последних пяти месяцев до 78% готовности. Однако, позднее развертывание строительства во многом повлияло на его качество. По сообщению ДальКК РКИ, проверка на местах законченного строительства показала, что большинство построенных помещений каркасного типа (фаршированные) крайне холодные, фарш сделан недоброкачественно и осыпался, оштукатурка этих зданий снаружи не произведена, качество поделанных печей чрезвычайно низкое и наблюдаются случаи обвала печей во вновь построенных зданиях и т.д.
По заявлению т. Буценко, за преступно-халатное отношение к разрешению всех вопросов, связанных со строительством, и главным образом, по транспортировке материалов, что привело к срыву строительства, снят с работы председатель РИКа Покровского района Золотов и дело передано суду Ревтрибунала.
Значительно хуже обстоит с культбытовым строительством. Вместо преподанного постановлением СНК СССР строительства в колхозах, не менее 3-х школ крестьянской молодежи, шести школ 1 ступени, 5 изб-читален и 4-х детских садов, а также медико-санитарных учреждений — построена лишь одна школа крестьянской молодежи в одном районе и больница — в другом. Остальное строительство перенесено на 1932 г.
Как выполнены дорожные работы, а также агротехнические мероприятия по строящимся красноармейским колхозам, никаких данных ни от НКЗема СССР, ни от Дальне-Восточных организаций — до сих пор не удалось получить.
Здесь же необходимо подчеркнуть, что при неудовлетворительном и неполном выполнении Дальне-Восточными краевыми организациями плана строительства красноармейских колхозов, однако основной причиной срыва выполнения плана вселения 10000 тыс. красноармейских семей в 1931 г. по состоянию на сей день является невыполнение НКЗемом СССР на 48% плана отправки завербованных красноармейцев вследствие чего уже готовые жилища в красноармейских колхозах в ДВК (при наличии всего 5 тыс. вновь прибывших семей в составе 12,6 тыс. чел.) в значительной мере остаются неиспользуемыми по прямому назначению.
Снабжение рабочим и рогатым скотом
По данным на 5 декабря, в колхозы завезено 4987 лошадей и 4144 коровы. Таким образом, план выполнен по лошадям всего на 66,5%, а по рогатому скоту на 55,2%.
Снабжение обмундированием и продовольствием
По данным Дальне-Восточного КК РКИ, вследствие неравномерного распределения в ДВК по колхозам направленного обмундирования, наблюдается, в разных колхозах недоснабжение обмундированием и теплой одеждой, а также имеются нарекания на дороговизну промтоваров и питания. В большинстве районов нет фондов питания детей, и питание последних организовано плохо.
Со стороны Сектора контроля и проверки исполнения НК РКИ СССР принимались все меры к ликвидации задержек по линии снабжения и к предупреждению всевозможных недовольств и жалоб со стороны переселяющихся красноармейцев. Так, например, были приняты меры по линии Центросоюза к срочной отправке выделенных для нужд красноармейского переселения промтоваров и обмундирования; по линии Наркомснаба СССР — была срочно ликвидирована неправильно установленная разница в снабжении между красноармейцами-переселенцами и красноармейцами-отпускниками по пути следования. Выделенный Наркомснабом фонд оказался значительно уменьшенным как по количеству, так и по качеству, против обычных норм, выдаваемых уходящим в долгосрочный отпуск из армии красноармейцам; устранение этой разницы в пайковом снабжении дало возможность устранить антагонизм и ненормальное положение, отрицательно действовавшее на моральное состояние переселявшихся на Дальний Восток красноармейцев.
Производился нажим на Союзмясо и Хлебоживотноводцентр в смысле скорейшей передачи установленного СНК количества рогатого и рабочего скота.
Сектору переселения НКЗ СССР еще в начале ноября указывалось на недостаточную организованность переселения и на необходимость принятия срочных мер к проверке и усилению организации отправки н т.п.
Член Президиума ЦКК ВКП(б) Член Коллегии НК РКП СССР Ройзенман
Выводы
Несмотря на огромное политико-экономическое значение красноармейского переселения в ДВК, со стороны ряда центральных и Дальне-Восточных краевых органов не было принято достаточных мер к своевременному и полному обеспечению выполнения постановления СНК СССР от 23 апреля 1931 г. о строительстве красноармейских колхозов в Дальне-Восточном крае114.
НКЗем СССР, несмотря на выполнение плана вербовки красноармейцев в колхозы ДВК на 120%, совершенно неудовлетворительно провел отправку и подготовку к переселению семей красноармейцев (отправка составляет всего 57,5% от количества завербованных) и поставил выполнение задания по переселению на Дальний Восток 10 тыс. красноармейских семей под прямую угрозу срыва (невыполнение плана около 50%).
Далькрайисполком не выполнил постановления СНК СССР об окончании строительства красноармейских колхозов не позднее 1 ноября 1931 г. и жилищное строительство по состоянию на 25 декабря доведено в среднем до 78% при совершенно неудовлетворительном выполнении задания по культбытовому строительству и сельхозпостройкам и при низком качестве части построенных жилых помещений.
Дальне-Восточные краевые хозорганизации Дальснабсбыт, крайснаб, Дальлеспром и крайсоюз своевременно недооценили политико-экономической важности строительства красноармейских колхозов и отнеслись формальнобюрократически к своевременному снабжению строительства красноармейских колхозов и коммун стройматериалами, товарами и продуктами питания. Дальсельстрой лишь с августа 1931 г. стал усиленно разворачивать жилстроительство, в результате чего строительство в срок полностью не выполнено, а позднее его развертывание резко повлияло на его качество.
Со стороны Союзсельстроя и НКТруда СССР было допущено безответственное отношение в деле проведения в жизнь решения СНК СССР об обеспечении не позднее 1 июня 1931 г. гражданского строительства переселенческих колхозов квалифицированной рабсилой и инженерно-техническим персоналом, в результате чего на Дальний Восток было отправлено только в конце августа и сентября всего 1717 чел. вместо 4000 тыс. чел.
Дальне-Восточные краевые органы и земельные хозорганизации (крайколхозсоюз, райколхозсоюзы, а также правления колхозов) не уделили достаточного внимания организационному и хозяйственному закреплению прибывших в 1931 г. красноармейцев-колхозников, вследствие чего имеет место отсев и частичный отлив из колхозов, достигшие к 25 декабря 1931 г. свыше 16% (986 красноармейцев-переселенцев) от числа прибывших в Дальне-Восточный край.
В некоторой части недостаточно удачно проведена вербовка со стороны политорганов РККА, в результате чего в красноармейские колхозы ДВК частично направлены красноармейцы-колхозники, непривычные к работам в сельском хозяйстве.
Ройзенман
114 Речь идет о постановлении СНК СССР от 23 апреля 1931 г. «Об оперативном плане НКЗема СССР по переселению в 1931 г.», в котором давалась развернутая программа переселения в различные регионы страны демобилизованных красноармейцев и краснофлотцев, его финансового и хозяйственного обеспечения. Согласно постановлению, районам общесоюзного значения на переселение и хозяйственное укрепление поселенцев в 1931 г. из бюджета страны выделялось 45557,9 тыс. руб., а районам республиканского значения — 13300 тыс. Кроме того, на эти цели Таджикской ССР выделялся кредит в размере 1700 тыс. руб. Всего на выполнение переселенческого плана 1931 г. предусматривалось выделение из бюджета 60557,9 тыс. руб. (ГАРФ. Ф.5446. Оп.1. Д.459. Л.185-190).