Спецсводка ГПУ УССР о падеже и массовом убое скота. 28 декабря 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.12.28
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 224-227
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 138. Л. 74—79. Подлинник.

№ 85

Совершенно секретно.

Составлена 26 декабря 1931 г. по данным 35 районов.

Из ряда районов Украины продолжают поступать сведения, говорящие о крайне неудовлетворительном состоянии рабочего и продуктивного скота как в колхозном, так и индивидуальном секторах.

Во многих колхозах по-прежнему отмечаются факты истощения, заболевания и падежа скота, что в некоторых случаях носит распространенный характер. В основном это является следствием полнейшей бесхозяйственности, проявляемой правлениями колхозов в вопросе содержания и ухода за скотом, недостаточного ветеринарного обслуживания, а также неблагополучного положения с фуражом.

Последнее особенно сказывается на состоянии рабочего скота; зарегистрирован ряд случаев истощения и падежа лошадей, вызванного недостатком кормов при чрезмерной загрузке тягловой силы.

В колхозе «Вільний степ» Николаевского района, за последний месяц пало 30 лошадей. Основными причинами падежа явились: плохой уход и недостаток конц. кормов. Кроме того, в этом колхозе пристрелено 10 лошадей, заболевших сапом.

В артели им. 12-летия Октября в последние дни пало 12 лошадей, главным образом, из-за преступно-бесхозяйственного ухода за скотом.

В колхозе им. Сталина пало свыше 20 лошадей, а также пристрелено 8 сапных лошадей. Ветеринарное обслуживание в этом колхозе отсутствует.

В колхозе с. Калиновки комиссией по осмотру лошадей выявлено, что из 190 рабочих лошадей пригодны к работе лишь 85, остальные сильно истощены и не могут быть использованы даже на легкой работе.

В колхозе «Червоний хлібороб» Каменского района погибло 55 штук свиней разных возрастов и 4 лошади. В колхозе им. Якира пало 7 лошадей и 19 штук свиней. Обследованиями этих колхозов установлено, что там нарушались элементарные правила ухода за скотом, а также систематическое недокармливание его, сопровождавшееся расхищением колхозниками фуража.

В артели «Реконструктор» Ново-Украинского района за последнее время погибло 75 штук свиней разных возрастов. Это явилось следствием плохого содержания и ухода за ними.

В артелях им. Косиора и Фрунзе Захарьевского района в результате недокармливания скота большая часть лошадей истощена и к работе непригодна. Уже зарегистрированы единичные случаи падежа лошадей. Положение с фуражом становится все более угрожающим.

В ряде колхозов Махновского района зарегистрированы случаи заболевания и падежа лошадей. Специальным изучением этого вопроса установлено, что главной причиной падежа является крайне бесхозяйственное содержание скота.

В индивидуальном секторе такое положение приводит к сбыту лошадей за бесценок, либо оставлению их без присмотра на полях, где они гибнут.

Преимущественно сбывают лошадей середняки, поясняя это отсутствием кормов и желанием перейти в «безлошадные» с тем, чтобы избавиться от гужевой повинности, которую они считают чрезмерной.

Характерно, что в ряде случаев колхозы отказываются принимать бродячих лошадей, мотивируя это недостатком кормов.

Во многих селах Харьковского района выявлено значительное количество бродячих лошадей. Дворы сельсоветов и отделений милиции полны лошадьми, которых никто не хочет забирать. Так, например, в Жихарской милиции стоят свыше 15 лошадей, во дворе Пересичного сельсовета — до 10 лошадей. В Люботинском и Мерифянском сельсоветах стоят до 30 лошадей. В местные колхозы отказываются принимать лошадей, заявляя о невозможности их прокорма.

В отдельных селах Николаевского района появились целые стада бродячих лошадей. Установлено, что в некоторых местах лошади бродят по 3 — 4 недели, часть их от истощения погибла. Так, например, в с. Погорелое выявлено до 15 погибших лошадей.

В Махновском районе многие единоличники, главным образом, середняки сбывают на базарах лошадей за бесценок. Зарегистрирован ряд случаев, когда единоличники отдавали лошадей по 2 руб. за голову или даже за пару пачек махорки.

Заслуживает внимания выявленный в с. Колодисток Тальновского района массовый убой единоличниками лошадей и продажа конского мяса на базаре, а также изготовление из него колбасы. За последнее время в селе убито 58 лошадей, причем убой проводился без ветеринарного наблюдения.

Незаконный убой продуктивного скота в колхозном и особенно индивидуальном секторах, несмотря на широко практикующееся привлечение виновных к судебной ответственности и наложение штрафов, продолжает носить массовый характер. Этому способствует слабо проводимая массово-политическая работа вокруг мясозаготовок, а также обобществления скота колхозами.

Главным образом уничтожается молодняк и свиньи.

В с. Михайловке Артемовского района, в связи с мясозаготовками, 12-ю колхозниками в одну ночь было зарезано до 30 штук свиней.

В Джулинском районе с 15 по 20 декабря зарегистрировано 48 случаев незаконного убоя скота единоличниками и колхозниками. В основном убой вызван проводящейся мясозаготовкой.

В Корюковском районе на протяжении последних 2-х месяцев зарегистрировано 295 случаев убоя молодняка и свиней, из них 245 случаев относится к единоличникам. Убой скота вызван нежеланием выполнить договора по контрактации.

В Харьковском районе незаконный убой скота принял распространенный характер. Так, например, в пос. Мерефе за 1 месяц зарегистрировано 62 случая убоя, главным образом, со стороны единоличников, не желающих сдавать скот по контрактации.

В ряде сел Голопристанского района отмечены случаи убоя продуктивного скота колхозниками, отказывающимися обобществлять скот.

В колхозе им. Фрунзе Семеновского района в связи с постановлением общего собрания об обобществлении молодняка, большая часть колхозников, отказавшись от этого, произвела убой его.

Аналогичное положение выявлено в ряде сел Рубежанского, Коростышевского. Нежинского, В-Дымерского, Сартанского, Магдалиновского, Больше-Писаревского, Лиманского, Б-Янисольсого и др. районов.

В отдельных местах массовому убою скота способствует бездеятельность сельских советов, не принимающих необходимых мер для предотвращения данного явления.

В Сартанском районе ряд сельсоветов не принимает мер для прекращения хищнического убоя скота, хотя в данном районе план мясозаготовок выполнили только на 31%. Подобное положение еще более усилило убой.

В с. Солдатском Больше-Писаревского района, где план мясозаготовок выполнен лишь на 15%, убой скота, принявший распространенный характер, сельсоветом вовсе не преследуется.

Комарынский сельсовет, Больше-Янисольского района, несмотря на массовый убой скота, ни одного контрактанта не привлек к ответственности.

Вознесенский и Васильевский сельсоветы Стыльского района, где заготовка скота проведена лишь на 20%, совершенно не борются с убоем скота, к тому же широко практикуют выдачу разрешений на убой тем лицам, которые не выполнили обязательств по контрактации.

Председатель Барановского сельсовета Семеновского района, пьянствуя с зажиточными селянами, разрешает последним производить незаконный убой скота, несмотря на то, что они не выполнили договора по контрактации.

Нередки случаи, когда руководители низовых организаций не только не борются с незаконным убоем скота, но сами занимаются уничтожением скота, им принадлежащего.

Председатель Татарского сельсовета Н.-Украинского района, дабы избегнуть сдачи скота по контрактации, зарезал принадлежащие ему 2 коровы. Многие селяне, узнав об этом, последовали его примеру, заявляя: «Если председатель может уклоняться от сдачи государству, то нам также можно уничтожить свой скот».

Председатель и два члена Трудолюбского сельсовета Магдалиновского района зарезали своих коров и свиней. Селяне узнав об этом говорят: «Раз актив режет, то можно н нам резать». В результате незаконный убой скота принял широкие размеры.

В с. Семеново Ляховецкого района председатель сельсовета и председатель колхоза зарезали свой скот. В результате ряд колхозников и единоличников отказались от выполнения контрактации, заявляя о том, что они используют свой скот для личных нужд.

В с. Сосновка председатель колхоза, 25-тысячник, зарезал свою корову, причем в этот период проводилась кампания по обобществлению скота. Многие колхозники, узнав об этом, отказались от сдачи скота в колхоз.

Зам. председателя Новоселовского сельсовета Джулинского района, он же член комиссии по мясозаготовке, зарезал 2 свиньи, ему принадлежащие, не выполнив обязательства по контрактации. Многие селяне последовали его примеру, уничтожив свой скот.

Зам. председателя ГПУ УССР Карлсон