Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Председателю Совета Министров и Министру Иностранных Дел МНР Амору. 17 апреля 1937 г.
17 апреля 1937 г.
Правительство Советского Союза поручило мне довести до Вашего сведения, что оно вполне разделяет соображения Монгольского Правительства о необходимости усиления транспортной связи в восточной части МНР, изложенные в телеграмме от 10 апреля на имя тт. Молотова, Ворошилова и мое за подписью Вашей и военного министра МНР Демида.
Идя навстречу изложенному в этой телеграмме пожеланию Монгольского Правительства и учитывая большое значение для повышения обороноспособности МНР усовершенствования транспортной связи восточной части МНР с территорией Советского Союза, Правительство последнего изъявляет готовность построить в течение 1937 г. узкоколейную железную дорогу на протяжении от государственной монголо-советской границы в районе Соловьевска до города Баин-Тумена[1] и оборудовать ее необходимым подвижным составом.
Как постройку, так и оборудование указанной узкоколейной дороги подвижным составом, а также ее техническое обслуживание и подготовку соответствующих монгольских кадров Правительство Советского Союза готово, согласно вашей просьбе, произвести целиком за свой счет и силами имеющего быть посланным из СССР технического персонала и рабочих.
Точное протяжение, трассу и сроки постройки дороги, а также связанные с этим обязательства Правительство СССР считает целесообразным определить путем подписания между СССР и МНР специального соглашения[2].
Литвинов
---//---
В упоминаемой телеграмме говорилось:
«Все события последнего времени на восточной границе еще раз доказывают, что японские империалисты, не отказались от мысли расчленения и порабощения нашей страны. Это заставляет нас принимать дальнейшие меры к укреплению обороноспособности МНР, в особенности на наиболее угрожаемых участках, т. е. на восточной границе.
Именно в связи с этим нашим Правительством проводится здесь ряд новых мер оборонного характера — по увеличению призывных контингентов в армию, по расширению подбора кадров командного и политического состава в армию, по подготовке театра военных действий, и в первую очередь в отношении средств связи: строим новые мосты, ремонтируем дороги, прокладываем новые телеграфные линии на востоке, соединяем телеграфными линиями все пограничные заставы с Баин-Туменом и Тамсаг-Булаком и т. д. и т. п.
В связи с этой работой по линии укрепления обороноспособности страны и подготовки театра военных действий выявилась необходимость обеспечить быстрое и регулярное сообщение между восточной группой наших войск в Баин-Туменском и Тамсаг-Булакском районах и всем левым флангом восточного участка вплоть до советско-монгольской границы. Единственно эффективным и наиболее желательным разрешением этого вопроса явилась бы постройка железной дороги от Соловьевска до Баин-Тумена. Эти мероприятия позволили бы, в соответствии с договором о взаимной помощи между обоими дружественными государствами от 12 марта 1936 г., в случае нападения японских войск на нашу родину рассчитывать на более быструю организацию совместного отпора силами Красной Армии и Монгольской армии японским захватчикам и, следовательно, позволили бы одержать победу ценою меньшей крови. В то же время эти мероприятия освободили бы в мирное время ту часть транспорта, которая занята сейчас военными перевозками, для снабжения товарами монгольского аратства в глубинных пунктах страны.
Состояние монгольского бюджета, однако, таково, что взять на себя расходы на постройку этой дороги мы, к сожалению, не в состоянии, а поэтому, основываясь на неоднократно оказанной Советским Союзом бескорыстной помощи делу защиты монгольской независимости, Монгольское Правительство просит Правительство СССР обсудить эту нашу просьбу и взять на себя постройку для МНР железной дороги Соловьевск — Эрен-Цав — Баин-Тумен. В случае вашего согласия на это мероприятие мы можем оформить соответствующее соглашение между нашими Правительствами.
Разрешите высказать надежду, что в соответствии с духом договора о взаимной помощи от 12 марта 1936 г. Правительство СССР пойдет нам навстречу в осуществлении изложенной выше нашей просьбы».
[1] Ныне — Чойбалсан.
[2] Железная дорога Эрен-Цаб — Баин-Тумен, построенная на средства Советского Союза, была сдана в эксплуатацию в 1939 г. Договор между СССР и МНР об условиях ее эксплуатации и управления был подписан 23 августа 1941 г. 23 апреля 1956 г. между СССР и МНР заключено соглашение о передаче железнодорожных линий, построенных Советским Союзом на территории МНР, Советско-Монгольскому акционерному обществу («Улан-Баторская железная дорога»), В соответствии с этим соглашением железная дорога Эрен-Цаб — Баин-Тумен со всеми постройками, сооружениями и подвижным составом передана безвозмездно названному акционерному обществу. С подписанием соглашения договор от 23 августа 1941 г. утратил силу.