Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича от 10 июня 1941 года.
Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича
от 10 июня 1941 года.
Допрос начат в 22 ч.
Допрос окончен в 2 ч. 30 м. 11 /VI.
Вопрос: Следствию известно, что будучи враждебно настроены к советской власти, вы установили связь с белоэмигрантскими кругами и вели активную шпионскую работу в пользу иностранных Разведок.
Намерены ли вы показывать об этом правду?
Ответ: Заявляю, что у меня нет никакого желания, что-либо скрывать от следствия. На предыдущих допросах я показал всю правду о проведенной мною антисоветской работе и связях по этому делу с рядом лиц. О шпионской же работе я показать ничего не могу так как ею никогда не занимался.
Вопрос: Напрасно вы пытаетесь отрицать установленные факты вашего сотрудничества с иностранными разведывательными органами. Говорите правду о своей шпионской работе и связях?
Ответ: У меня никогда даже мысли не было о том, чтобы заниматься шпионской работой, поэтому я утверждаю категорически, что шпионажем не занимался и по этому делу никогда, ни с кем не связывался.
Вопрос: Кто из иностранцев по вашему приглашению приезжали в СССР?
Ответ: Мною были приглашены в СССР следующие иностранцы.
БАУР Эрвин — германский генетик и селекционер — на всесоюзный с'езд по селекции и генетике.
ГОЛЬДШМИДТ Рихард — германский генетик-зоолог — на всесоюзный с'езд по селекции и генетике.
ФЕДЕРЛЕЙ — академик, профессор Гельсингфорсского университета на всесоюзный с’езд по селекции и генетике.
РУДЗИНСКИЙ Дионисий — профессор, литовский селекционер — на всесоюзный с’езд по селекции и генетике.
БРИДЖЕС Кальвин — член Академии Наук США, был приглашен для проведения практических занятий по теоретической генетике.
МЕЛЛЕР Герман — член Академии Наук США, был приглашен для работы в институт генетики.
КОСТОВ Дончо — болгарский генетик, был приглашен на работу в институт генетики.
ХАРЛАНД Гарри — английский хлопковед, был приглашен для прочтения докладов, лекций и консультации научных учреждений по вопросам хлопководства.
АЦЦИ Джируламо — директор института сельско-хозяйственной Экологии в Перруджна (Италия) — был приглашен для прочтения ряда докладов.
БРИССЕНДЕН Елизавета — была приглашена на работу переводчицы на английский язык в ВИР. БРИССЕНДЕН в СССР прибыла из США в 1935 году а в 1937 г. приняла советское подданство.
Вопрос: А за кого из иностранцев вы еще хлопотали, чтобы им был разрешен в’езд в СССР?
Ответ: Я писал ходатайство в НКИД о разрешении в’езда в СССР американскому агроному ПИНКУСУ, которого я характеризовал как человека лояльно относящегося к Советскому Союзу и помогавшего нам в приобретении литературы и семян из США. Кроме того, я приглашал ЭЙГА — доктора ботанических наук из Палестины, по его просьбе для работы в Ботаническом саду.
Это все лица из иностранцев, к приглашению которых в СССР я имел непосредственное отношение.
Вопрос: От имени кого вы писали ходатайство в НКИД на приглашение ПИНКУСА в СССР?
Ответ: Ходатайство о приглашении ПИНКУСА в СССР я писал от имени президиума Всесоюзной Сельско-Хозяйственной Академии им. Ленина, за своей подписью.
Вопрос: А разве действительно было об этом принято решение президиума Сельско-хозяйственной Академии?
Ответ: Нет, такого решения не было.
Вопрос: Почему же вы писали от имени президиума Всесоюзной сельско-хозяйственной академии?
Ответ: Я считал неудобным писать только от своего имени и поэтому написал от имени президиума Академии. Это моя ошибка.
Вопрос: После возбуждения вами ходатайства перед НКИД, вы писали об этом ПИНКУСУ?
Ответ: Да, писал.
Вопрос: Что вы писали ПИНКУСУ?
Ответ: Я писал ПИНКУСУ о том, что мною написано в НКИД ходатайство о разрешении ему в'езда в СССР, о чем еще я писал в этом письме ПИНКУСУ, — не помню.
Вопрос: Вы хорошо знали ПИНКУСА?
Ответ: Нет, хорошо я его не знал. Знал ПИНКУСА я только по периоду его пребывания на конгрессе почвоведов и по сельскохозяйственной литературе США, так как он часто писал по этим вопросам статьи в журналах.
Вопрос: Чем же вы об’ясните свою особую заботу проявленную вами по отношению к ПИНКУСУ в испрашивании для него визы на в'езд в СССР и соответствующих рекомендательных писем, выданных вами ПИНКУСУ при его поездках по СССР?
Ответ: ПИНКУС был очень назойливым человеком и неоднократно приставал ко мне с различными вопросами, касающимися сельского хозяйства СССР. Кроме того, он являлся агрономом, хорошо знающим сельское хозяйство США, и мог быть полезным нам в приобретении семян, сельско-хозяйственной литературы и как консультант по вопросам сельского хозяйства. По этим причинам я и считал возможным оказать ему необходимое содействие.
Вопрос: Однако это еще не могло обязывать вас давать ПИНКУСУ официальный документ, адресованный всем земельным отделам и сельско-хозяйственным научно-исследовательским институтам и таким образом давать ему возможность получать интересующие его сведения о состоянии сельского хозяйства в СССР?
Ответ: Признаю, что этого делать не следовало бы.
Вопрос: Выше вы показали, что перечислили всех лиц, к приглашению которых в СССР вы имели непосредственное отношение.
Так ли это?
Ответ: Да, так.
Вопрос: Директора Аляскинской опытной станции вы приглашали в СССР?
Ответ: Я вспомнил, что действительно приглашал в СССР еще Директора Аляскинской опытной станции — АЛЬБЕРТСА, но приглашение его было без принятия расходов, связанных с его поездкой по СССР.
Вопрос: Вы говорите неправду Зачитываем ваше личное предложение в президиум Всесоюзной сельско-хозяйственной Академии о приглашении в числе других лиц АЛЬБЕРТСА и отпуске из средств Академии шести тысяч (6.000) рублей. Может быть, вы теперь вспомните и перестанете лгать на следствии?
Ответ: Признаю, что я приглашал и АЛЬБЕРТСА и на это дело были отпущены денежные средства.
Записано с моих слов верно и мною лично прочитано.
(ВАВИЛОВ)
ДОПРОСИЛ. ПОМ. НАЧ. 1 ОТДЕЛА СЛЕДЧАСТИ НКГБ
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОС. БЕЗОПАСНОСТИ —
(ХВАТ)