Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича от 19-го мая 1941 года.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1941.05.19
Источник: 
Суд палача. Николай Вавилов в застенках НКВД. Биографически очерк. Документы. Академия. 1999. Стр. 450-451
Архив: 
ЦА ФСБ России, N9 Р-2311, т. 5, л. 111—113. Машинопись с карандашными подчеркиваниями окончания первого ответа Вавилова.

Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича

от 19-го мая 1941 года.

Допрос начат в 11 час. 05 мин.

Допрос окончен в 14 час. 15 мин.

Вопрос: На протяжении всего периода следствия вы умалчиваете о своих неофициальных связях с иностранными и белоэмигрантскими кругами и проведенной вами шпионской работе в СССР.

Намерены ли вы говорить правду о своей шпионской работе и связях?

Ответ: На предыдущих допросах мною правдиво и полностью показано о проведенной антисоветской работе и связях. Добавить больше я ничего не имею. Что же касается пред’явленного мне обвинения в шпионской деятельности, то я это категорически отрицаю, так как никогда шпионской работой не занимался и связей по этому делу ни с кем не имел.

Вопрос: Не торопитесь с подобными утверждениями, так как о шпионской работе и связях по этому делу вам все же придется дать показания. Скажите, с кем из официальных представителей консульств и посольств вы встречались на частных квартирах?

Ответ: В 1936 году будучи на квартире в Москве у болгарского подданного КОСТОВА ДОНЧО (на обеде в день рождения, я встретил там болгарского посла МИХАЛЧЕВА. Кроме того, в 1937 году (как я показывал ранее) у меня на квартире случайно был английский консул в Ленинграде — СМИТ. Больше никогда, ни с кем из иностранцев на частных квартирах, я не встречался.

Вопрос: Во-первых, трудно поверить о том, что у вас были только случайные встречи, а во-вторых, о некоторых из них вы совершенно не упоминаете. Между тем установлено, что не только вы лично, но и участники возглавлявшейся вами антисоветской группировки в ВИР’е, также поддерживали неофициальные встречи с иностранцами. Требуем правдивых показаний.

Ответ: Заявляю, что никаких преступных связей с иностранцами у меня не было. Что же касается связей с иностранцами подчиненных мне работников по ВИР’у, то мне известно от ЭММЕ, что на квартире у нее также был английский консул СМИТ, о чем она сообщала в НКВД. Больше по этому вопросу мне ничего неизвестно.

Вопрос. В распоряжении следствия имеются данные о том, что представители иностранных консульств и посольств и другие иностранцы получали от вас и ваших сообщников — информацию, выходящую за рамки сведений, которые положено в данных случаях сообщать. Приезжавшим же в СССР иностранцам вы лично оказывали широкую поддержку и содействие в получении интересующих их сведений о СССР?

Будете ли вы это отрицать?

Ответ: Не отрицаю, что примерно двум десяткам приезжавших в СССР иностранным ученым я оказывал содействие в том, чтобы им были созданы сносные условия для жилья и работы по специальности на период пребывания в СССР, и это не выходило за рамки слагающегося в данном случае этикета. Никаких других сведений я им не сообщал.

Вопрос: Напрасно вы отрицаете свои преступные связи с иностранцами. Установлено, что вы неслучайно некоторым из иностранцев оказывали широкую поддержку будучи с ними в преступных связях?

Ответ: Утверждаю, что преступных связей с иностранцами я никогда не имел.

Вопрос: Установлено также, что вы, будучи в командировках за границей связывались с контр-революционными, белоэмигрантскими кругами, которые вели активную работу против Советского Союза. Об этих ваших связях и шпионской работе вы будете допрашиваться и дальше.

Записано с моих слов верно и прочитано —

ВАВИЛОВ.

ДОПРОСИЛ: ПОМ. НАЧ. 1 ОТДЕЛА СЛЕД. ЧАСТИ НКГБ СССР

СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ —

ХВАТ.