Из спецсправки Секретно-политического отдела ОГПУ о положении в национальных областях Северо-Кавказского края. 18 мая 1931 г.
№ 39
Совершенно секретно.
По материалам на 8 мая 1931 г.
1* ...Колхозстроительство
Продолжается безостановочный рост коллективизации аула. Адыгея в основном завершила ее. Очень близка к этому Осетия. Значительные успехи имеются во всех других областях.
По данным на 15 апреля состояние коллективизации в нацобластях характеризуется:
Область |
Число колхозов |
Число хозяйств в колхозах |
Процент коллективизации |
Адыгея |
152 |
25 353 |
98,6 |
Осетия |
69 |
23 650 |
95,4 |
Кабарда |
193 |
29 585 |
85,2 |
Чечня |
474 |
25 413 |
31,7 |
Черкессия |
89 |
263 |
64,8 |
Ингушетия |
64 |
4088 |
25,5 |
Карачай |
48 |
2163 |
18,4 |
В соответствии с хозяйственно-общественной структурой и уровнем развития национальных районов, процессы коллективизации своеобразны и различны по формам в каждой области.
Адыгея
К данному времени область закрепилась на 152 колхозах, типа с/х артелей, представляющих из себя достаточно окрепшие хозяйственные объединения, несмотря на огромное еще количество хозяйственных недочетов и далеко не совершенную организацию труда внутри колхоза.
Не вполне, однако, здоров состав колхозов, подвергающийся сильному влиянию со стороны кулачества и антисоветского элемента. С этой стороны особое внимание обращают на себя:
1. Значительная засоренность колхозов (главным образом, черкесских колхозов) кулацко-мульским и антисоветским элементами, употреблявшими все усилия, чтобы укрыться в колхозе, и выдвинувшимися в ряде аулов в руководящий состав колхозов.
Агентурно-выборочным путем Адыгейский отдел ОГПУ обследовал в феврале 10 колхозов. В результате учета выяснилось, что в составе 1505 хозяйств этих колхозов — 89 хозяйств явно чуждого элемента, в их числе кулацких хозяйств — 33, бывших торговцев — 12, бывших активных белогвардейцев (главным образом, унтер-офицерский состав) — 11, бывших бандитов — 10, растратчиков — 16. В среднем засоренность 6%.
В том же месяце, после окончания перевыборов правлений колхозов, агентурным обследованием в составе новых правлений 15 колхозов выявлено 24 человека чуждого элемента, в их числе: бывших кулаков — 9, бывших белогвардейцев — 5, растратчиков — 2, бывших мулл — 1, бывших торговцев — 1, скомпрометированный элемент (подкулачники, судившиеся, расхитители колхозного имущества и т.д.) — 6 чел[овек].
2. Отсюда глубокая антисоветская разложенческая работа внутри колхозов, которая в основном идет по линиям: мелкого вредительства (порча с/х машин и орудий, варварское обращение с обобществленным скотом и т.п.), осторожной антисоветской агитации в духе воспоминаний «доброго» прошлого и сравнения с настоящим, разжигания межнационального и межродового антагонизма, будирования недовольств по отношению к руководящему составу колхозов и специалистам (используются все неполадки) и религиозной пропаганды.
В результате кулацкого влияния в колхозах имеют место боязливые неуверенные настроения особенно той части колхозников, которая вступила в колхоз в этом году. В целом, настроения эти можно определить тем, что колхозники не чувствуют под собой твердой почвы и не имеют уверенности в успехе в будущем. Отсюда — чрезвычайно болезненное отношение к внутрихозяйственным неполадкам и беспорядкам в колхозе, сильное сопротивление обобществлению продуктового скота, разбазаривание последнего (много случаев увода и продажи обобществленного скота и тягла), пренебрежительное отношение к хозяйственной дисциплине, выражения упадничества и разочарования и т.д. и т.п., включительно до выходов (правда пока единичных) из колхозов и выезды в города...2*
Оставшиеся вне колхозов несколько сот единоличных хозяйств области держатся позиции упорного нежелания войти в колхоз. В основном, это середняцкие хозяйства, частью близко родственно связанные с кулачеством. Часть из них, как и большинство бывших кулацких хозяйств, отказались от землепашества, ликвидируют постепенно хозяйства и ищут возможности устроиться в совхозы. Другая часть — пашет, причем характерно, часто объединяется в подобие СОЗов, нигде, однако, не регистрируя это.
Северная Осетия
К данному времени, при 95,4% коллективизации, имеется 63 с/х артелей и 6 коммун, в то время, как в области 88 сельсоветов и 288 населенных пунктов. Процесс коллективизации шел явно самотечным порядком: существующие с прошлого года колхозы, вовлекая все новые хозяйства, перерастали административные границы; новые колхозы создавались единицами; отмечаемое обстоятельство обращает на себя тем большее внимание, что у Осетии уже есть опыт несостоятельности таких межселенных хозяйственных объединений в виде бывшего Дигорского с/х комбината, который был в ноябре мес. 1930 г. реорганизован в самостоятельные с/х артели, так как комбинат, охвативший 16 селений на 15 тыс. га не сумел овладеть производственной работой и допустил ряд извращений.
Из числа наиболее важных моментов, характеризующих состояние колхозов в Осетии, необходимо отметить:
1. Несмотря на то, что в сравнении с прошлым годом большинство колхозов хозяйственно значительно окрепли, непрерывно пополняясь за счет крупных партий вновь вступающих в колхоз, они еще не вышли из полосы внутрихозяйственного устройства и не преодолели связанных с этим неполадок в части организации труда, правильного использования обобществленного имущества и установления трудовой дисциплины.
2. Отсюда наша информация систематически сигнализирует о массе фактов бесхозяйственности, злоупотреблений, трений, волынок и дрязг на этой почве внутри колхозов, действующих в некоторых случаях разлагающе на колхозные массы. В разделе о посевной кампании мы уже отмечали наличие голодающих колхозов, как результат, в основном, бесхозяйственности руководства последних.
3. Фиксируется значительная засоренность колхозов. По далеко неполному агентурному учету в 16 колхозах выявлено 72 хозяйства чуждого элемента, в их числе кулацких хозяйств — 40, бывших торговцев — 10, бывших белогвардейцев — 11, бывших мулл — 1, бывших бандитов — 7, растратчиков — 3. Состав правлений, несмотря на перевыборы, местами также засорен.
Влияние кулака в осетинских колхозах чувствуется в наименьшей степени, чем в Адыгее...3*
Сильное до сих пор сопротивление колхозников процессу обобществления орудий, средств производства и особенно скота, массовое разбазаривание имущества колхозниками, причем водителем этих настроений является зажиточная часть колхозников. Много случаев также разбазаривания уже обобществленного имущества.
В последнее время область по представлению отдела ОГПУ повела с, последним борьбу по судебной линии, привлекая к уголовной ответственности зажиточную часть колхозников за злостное разбазаривание скота и общественно ценного имущества и за дезорганизацию колхозстроительства. Форсируются также судебные мероприятия в отношении кулацкого вредительства (зарегистрирован ряд фактов порчи колхозных машин, поджоги общественных построек и т.п.), бесхозяйственности и злоупотреблений со стороны руководящего состава колхозов.
Кабардино-Балкария
По коллективизации область занимает среднее положение между передовыми районами (Адыгея, Осетия) и отсталыми (Чечня, Карачай). К 13 апреля имелось 64 с/х артели и 129 СОЗов. Последние, по преимуществу, мелкие объединения, редко свыше 25 дворов. Другая особенность СОЗов — построение их на основе имущественного или родофамильного признака (середняцкие, бедняцкие СОЗы, были даже стремления формировать женские колхозы). Опасность поимущественных и особенно родофамильных объединений заключается в том, что сюда легко пробираться, и чаще всего овладевает положением кулачество и антисоветский элемент. Учитывая это, областные организации постепенно пересматривают все эти СОЗы и в зависимости от результатов добиваются их перестроения.
Политическая и экономическая база колхозов области и особенно возникших в текущем году ТОЗов, еще не окрепла. Основная масса колхозников втягивается в процессы обобществленного труда с огромными усилиями и держится осторожно-выжидательной позиции.
Это подтверждается, например, слабым обобществлением инвентаря и тягла в ряде артелей. По 12 с./х артелям области, взятым выборочно, согласно нашего учета на середину марта было обобществлено всего 11% к запроектированной цифре.
В начале пахоты был период, когда колхозники под различными предлогами тянули начало сева и не давали инвентарь и тягло, рассчитывая, что все будет запахано и засеяно силами МТС.
Необходимо также подчеркнуть, что процент вовлечения новых хозяйств в колхозы сопровождался значительными извращениями в части принуждения единоличников и запугивания репрессиями в случае отказа от вступления в колхоз.
Чечня
Процесс коллективизации продолжает носить стихийный и неорганизованный характер. Товарищества по СОЗ перед севом возникали в каждом ауле. Областные и окружные организации оказались не в состоянии овладеть движением, организовать и закрепить огромное количество мелких объединений, в результате чего только что возникшие СОЗы частью распадались. Достаточно сказать, что перед севом незарегистрированных и неоформившихся СОЗов по приблизительным данным нашего учета насчитывалось за 500.
Сильный подъем стремлений к коллективизации наблюдался в феврале-марте мес., то есть перед началом сева, в основном, за счет безлошадной и безинвентарной бедноты. Пошел также и середняк в расчетах на получение машин, тракторной обработки земли и семенного материала. В роли организатора СОЗов выступал местами и кулак, стремившийся укрыться в колхозе.
Стихийный характер движения определил и еко формы. Все возникавшие СОЗы — карликовые объединения (от 10 до 25 хозяйств) и в преобладающем большинстве случаев по родофамильному и квартальному (по существу, родофамильному) признаку. При этом середняцко-зажиточная часть СОЗов постепенно стала вытеснять неимущую бедноту, а в некоторых случаях открыто гнать ее из колхозов, ссылаясь на то, что сотрудничать с беднотой ей не выгодно.
При всем этом, процесс коллективизации чеченского аула проходит в обстановке исключительно сильного сопротивления кулацко-религиозного антисоветского элемента. Это характеризуется хотя бы тем, что кулаки и муллы открыто созывают собрания колхозников (часто с большей посещаемостью, чем это удается любому из советских работников) и открыто проводят анти-колхозную агитацию. Фиксируется также много случаев нелегальных собраний колхозников по инициативе того же кулачества и мулл, В обоих случаях ведется массовая обработка колхозников на отказ и на срыв коллективизации.
Черкессия
По состоянию на 15 апреля в Черкессии 89 колхозов, их них коммун — 2, с/х артелей — 29, СОЗов — 58. По мощности все это небольшие объединения, причем и здесь большое значение имеет принцип родофамильного и поимущественного построения, правда, более слабо выраженный, чем, например, в Чечне.
Особо неблагополучный участок в состоянии черкесских колхозов — их засоренность вообще и руководящего состава в частности.
По данным нашего агентурно-выборочного учета по 11 колхозам, объединяющим 473 хозяйства, оказалось 73 хозяйства чуждого элемента, в том числе кулацких — 32, бывших торговцев — 6, бывших белогвардейцев — 5, мулл — 5, бывших бандитов - 20, растратчиков — 5, то есть 16,3%.
Кулацко-антисоветский элемент проник частью и в состав правлений колхозов, как правило, однако, стараясь держаться в тени и влиять на жизнь колхоза со стороны.
В ауле Кубина председатель правления колхоза Али Бердуков-Курачинов, бывший белогвардеец (унтер Деникинской армии), протащил в колхоз всю родню, лишенную избирательных прав, и рассадил ее на руководство основными работами в колхозе.
В ауле Абазинском в колхозе приняты крупнейшие в прошлом кулаки-дворяне Урчуковы, Зникаевы и Мхце, подчинившие своему авторитету весь колхоз. Как результат беднота аула отказывается вступать в этот колхоз.
Засоренность черкесских колхозов отчасти находит свое объяснение в одном из основных лозунгов ликвидированной нами контрреволюционной организации в феврале мес., охватившей по существу всю кулацко-антисоветскую верхушку Черкессии — «прятаться в колхозе».
Последние сообщения сигнализируют о возросшей внутри колхозов агитации кулачества в связи с севом. Провокация в основном развертывается на предсказаниях полного разорения, голодной смерти, превращения в «безвольных рабов Советской власти», потери религии и т.д. и т.п. К конкретным результатам провокации следует отнести значительное сопротивление реорганизации некоторых СОЗов в артели (главным образом, на почве обобществления), одиночные и групповые выходы из колхозов, что имеет место даже сейчас — в разгар сева.
Ингушетия
Из числа 64 колхозов по состоянию на 15 апреля коммун — 1, артелей — 2, 61 товарищество по СОЗ. Характер последних в большинстве случаев тот же, что и в Чечне (родофамильные СОЗы).
Организационно, однако, это более прочные хозяйственные объединения. В отличие от Чечни стихийно СОЗы здесь не возникали, напротив, СОЗы, вовлекая единоличника, часто не всех принимали, обращая внимание на социальный состав. Несмотря на это, засоренность СОЗов значительна.
По агентурно-выборочному обследованию в 13 колхозах, объединяющих 767 хозяйств обнаружено 87 хозяйств кулацко-чуждого элемента, в том числе кулацких хозяйств — 30, бывших торговцев — 6, бывших белогвардейцев — И, духовенства — 4, бывших бандитов — 29, растратчиков — 7. Отмечается также засоренность состава правлений.
Председатель правления колхоза в ауле В.-Аршты Бузуртанов, бывший кулак, связан с бандэлементом. В начале февраля отказал в приеме в колхоз десяти беднякам, как неимущим.
Председатель колхоза Плиева Султыгов по «директиве» кулаков с тем, чтобы развалить колхоз, отказался получить инвентарь для колхоза и объявил колхозникам, что инвентаря и тракторной вспашки не будет, а следовательно состоять в колхозе нет никакой надобности.
Соответствующие меры в обоих случаях приняты. Особенный интерес к колхозам появился у единоличников перед самым началом сева, когда существующие колхозы получили частью новый инвентарь, семматериал и выяснилось, что часть колхозных посевов будет произведена МТС. Однако, сельские организации не учли и не использовали это обстоятельство и, больше того, объявили местам, что в связи с началом сева прием в колхозы прекращен (с. Базоркино).
Карачай
По состоянию на 15 апреля из числа 48 колхозов области — 17 с/х артелей и 31 товарищество по СОЗ. Все колхозы в основном животноводческие, не имеющие еще опыта коллективного хозяйствования и отсюда организационно и хозяйственно неокрепшие. Отмечается много споров и невыясненных вопросов, например, вокруг обобществления пахотных участков, обычно разбросанных клочками на значительных расстояниях и неудобных к коллективному освоению. Не налажена производственная работа на кошах (отдаленные горные пастбища), где по существу эта работа и должна быть сосредоточена полностью. Не разрешены еще окончательно вопросы организации труда на основе сдельщины.
Как и в Черкессии, обращает на себя внимание сильная засоренность колхозов.
По агентурно-выборочному обследованию 10 колхозов с количеством хозяйств 430, обнаружено 81 хозяйство чуждого элемента, в том числе кулацких — 23, бывших торговцев — 11, бывших белогвардейцев — 12, мулл — 5, бывших бандитов — 26, растратчиков — 4, что составляет 18,6%.
Как и везде процесс коллективизации сопровождается ожесточенным сопротивлением кулачества, в основном по линии широкой противоколхозной агитации и провокации среди отсталой части аула и особенно среди женщин, которые до сих пор запугиваются «общими женами в колхозе», «отобранием детей в ясли»59 и т.п....4*
Начальник СО ОГПУ Евдокимов
Зам. начальника СПО ОГПУ Запорожец
1* Опущен раздел «Посевная кампания».
2* Опущены описания волнений женщин.
3* Опущены конкретные примеры.
4* Опущен раздел «Землеустройство».
59 В годы сплошной коллективизации в деревне активно создавалась сеть детских дошкольных учреждений. Культурно-бытовой сектор Колхозцентра следил за выполнениями колхозами планов строительства яслей и детских садов. Если в 1927 г. в деревне было лишь 223 сада, обслуживавших 8,4 тыс. детей, то в 1932 г. их насчитывалось уже 8632 с охватом 351,5 тыс. детей (История советского крестьянства. Т. 2, С. 270).