Постановление Президиума Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета «Об обложении кулацких хозяйств единым сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке». 1 января 1931 г.
№ 6
Об обложении кулацких хозяйств единым сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке. Докладчик т. Беляев.
В соответствии с постановлением ЦИКа и СНК Союза ССР от 23 декабря 1930 г. («Известия», 25 декабря 1930 г.)4 краевой исполнительный комитет постановляет:
1. Обязать областные и районные исполнительные комитеты, городские, сельские, станичные и аульные советы немедленно усилить работу по выявлению кулака и обложению его в индивидуальном порядке по признакам, перечисленным в постановлении крайисполкома от 1 августа 1930 г. (прот. № 116, п. 11, «Молот» от 3 августа 1930 г.).
2. Обратить при выявлении кулака исключительное внимание на:
а) скрытые формы торговли, торгового посредничества и скупки в целях перепродажи на вольном рынке;
б) скрытые формы ростовщичества и эксплуатации бедноты и середняков;
в) скрытые формы наемного труда (превышение установленных человекодней найма согласно постановления крайисполкома от 1 августа 1930 г.); фиктивная сдача в аренду земли в районах сплошной коллективизации бедняцким хозяйствам, являющаяся фактически кабальной формой найма этих хозяйств; фиктивный перевод своих наемных рабочих в совладельцев; скрытое применение наемной силы в рыбном промысле под видом участия батрака в результатах лова в той или иной доле вылова — сухопайщина; участие подрядчика в трудовых артелях под видом уполномоченного и т.д.);
г) фиктивную самоликвидацию внешних признаков кулацкого хозяйства (уничтожение, порча, продажа или передача в бесплатное пользование мельниц, маслобоек или других промышленных предприятий; фиктивное дробление кулацкого хозяйства с целью укрытия внешних эксплуататорских его признаков в полеводстве, так и в животноводстве и т.д.).
3. Дополнить приведенный в постановлении крайисполкома от 1 августа 1930 г. перечень признаков кулацких хозяйств, подлежащих обложению сельхозналогом в индивидуальном порядке, и установить, что кулацким облагаемым в индивидуальном порядке признается хозяйство в тех случаях, если в нем после 1 мая 1928 г. имелся хотя бы один из нижеследующих признаков:
а) доходы от занятия извозом с применением наемной силы;
б) содержание постоялых заезжих дворов и чайных заведений.
Примечание: Содержание общественных столовых и общественных домов по договорам с сельскими советами, колхозами и др. организациями, при отсутствии других признаков, не служит основанием для отнесения хозяйства к кулацким и обложения его в индивидуальном порядке;
в) аренда (после 1 мая 1929 г.) земельных угодий хозяйствами, имеющими в пользовании всей усадебной земли выше трудовой нормы и применявшими для обработки ее наемный труд независимо от числа человеко-дней найма;
г) наличие в хозяйстве однопоставной водяной мельницы при условии, что доход от мельницы превышает не облагаемый сельхозналогом минимум для данной местности, за исключением национальных областей, где наличие в хозяйстве водяной мельницы простейшего типа, независимо от количества поставов, служит признаком кулацкого хозяйства лишь при том условии, если доход от мельницы, установленный налоговой комиссией, превышает 250 руб. в год.
4. Уточнить параграф 2 постановления крайисполкома от 1 августа 1930 г. (прот. № 116, п. 11) и установить, что довыявленные кулацкие хозяйства подлежат обложению сельхозналогом в индивидуальном порядке независимо от того, что лишение этих хозяйств избирательных прав почему-либо к моменту выявления не оформлено.
5. Обязать областные и районные исполнительные комитеты, городские, сельские, станичные и аульные советы на основе широкой общественности села через батрацко-бедняцкие группы с привлечением колхозников принять меры к выявлению всех кулацких хозяйств и к обложению их единым сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке с последующим перечислением размеров сельского окладного страхования и самообложения и осуществлением в районах сплошной коллективизации и других вытекающих отсюда мероприятий в отношении кулака с тем, чтобы закончить взыскание платежей с кулацких хозяйств не позднее 15 января 1931 г.
6. Предложить исполнительным комитетам и сельским советам не подходить формально к обложению в индивидуальном порядке в тех случаях, когда хозяйство по существу в силу структуры своей не является кулацким, учитывая в таких случаях многосемейность, отсутствие трудоспособных, болезнь трудоспособного члена семьи, необеспеченность инвентарем, наличие в хозяйстве красноармейцев, инвалидов, быв. партизан и красноармейцев, сельских специалистов и т.д.
Обязать областные и районные исполнительные комитеты и городские советы установить строжайшее наблюдение за тем, чтобы не допускалось обложение в индивидуальном порядке середняцких хозяйств, привлекая виновных за нарушение этого правила к строгой ответственности.
7. Организовать при исполнительных комитетах и городских советах комиссии в составе председателя исполкома (председатель комиссии), председателя РКИ и заведующего обл. райгорФО, возложив на них ответственность за довыявление кулацких хозяйств, обложение их сельхозналогом в индивидуальном порядке, принятие необходимых мер к полному взысканию исчисленных с кулацких хозяйств сумм по сельхозналогу, сельскому окладному страхованию и самообложению, а также за правильность привлечения хозяйств к обложению в индивидуальном порядке.
8. Настоящее постановление опубликовать в «Молоте», в областной и районной печати.
4 В постановлении ЦИК и СНК СССР «Об обложении кулацких хозяйств единым сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке» от 23 декабря 1930 г. совнаркомам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам предоставлялось право, во изменение постановления ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. об изменении ст. 29 положения о едином с/х налоге (СЗ СССР. 1930. № 37. Ст. 399), «видоизменять применительно к местным условиям указанные в ст. 29 упомянутого положения признаки кулацких хозяйств». Кроме того, местные исполкомы обязывались установить «тщательное наблюдение за тем, чтобы не допускалось обложение в индивидуальном порядке середняцких хозяйств и за нарушение этого правила привлекать виновных к строгой административной или судебной ответственности» (СЗ СССР. 1931. № 1. Ст. 6).