Каганович, Ежов — Сталину 19 августа 1936 г.
Товарищу Сталину1.
Направляем первую информацию [о] процессе.
1. Суд открылся [в] 12 часов дня формальным опросом обвиняемых о вручении им обвинительного заключения.
На вопрос председателя суда — знакомы ли обвиняемые с материалами обвинения и обвинительным заключением, — все ответили утвердительно. Никаких заявлений по этому поводу нет.
2. На вопрос председателя суда — имеют ли подсудимые какие-либо отводы составу суда, — все подсудимые ответили, что отводов нет.
3. На вопрос подсудимым — имеются ли какие-либо заявления, поступил ответ Зиновьева и Каменева.
Зиновьев и Каменев подали следующие заявления:
а) Зиновьев заявил, что он целиком подтверждает показания Бакаева о том, что последний докладывал Зиновьеву о подготовке террористического акта над Кировым и, в частности, о непосредственном исполнителе Николаеве. Кроме того, дополнительно, Зиновьев сообщил, что в день убийства Кирова член ленинградского центра Мандельштам выехал лично к Зиновьеву для доклада. Мандельштам доложил Зиновьеву все обстоятельства убийства Кирова2.
б) Каменев просит допросить свидетеля Яковлева, только после его, Каменева, опроса.
4. Зачитано обвинительное заключение. После оглашения обвинительного заключения все подсудимые опрошены — признают ли себя виновными — все ответили: «Да признаем».
Оговорки сделали трое:
а) Смирнов заявил:
входил в состав объединенного центра;
знал о том, что центр организован с террористическими целями; получил лично директиву от Троцкого о переходе к террору. Однако, сам лично в подготовке террористических актов участия не принимал.
б) Гольцман заявил, что признает себя виновным. Подтвердил получение письменной директивы от Троцкого о переходе к террору и о том, что эту директиву передал центру и, в частности, Смирнову. В то же время оговаривает, что лично участия в подготовке террористических актов не принимал.
в) Тер-Ваганян признал себя виновным только в пределах данных им показаний (входил в состав террористического центра и др., согласно его показаниям в протоколе).
5. На иностранных корреспондентов признание всех подсудимых в своей виновности произвело ошеломляющее впечатление.
6. После перерыва начался допрос Мрачковского. Держится спокойно. Все показания подтвердил и уточнил. Совершенно угробил Смирнова. Смирнов вынужден под давлением показаний и прокурора подтвердить в основном показания Мрачковского. Даже хорошо, что он немного фрондирует. Попал благодаря этому [в] глупое положение. Все подсудимые набрасываются на Смирнова.
7. Дальнейшем ходе процесса информируем вечером.
Каганович. Ежов3.
_______________________
1 На первом листе наклеена телеграфная лента: «Передано 19 августа 1936 года 19 час. 15 мин. Перед[ала] Захарова прин[ял] Афонин».
2 Пункт а) по левому полю отчеркнут красным карандашом.
3 На телеграмме имеется помета по верхнему полю: «послать через т. Воловича. 12008».