Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича от 7 января 1941 года.
СТЕНОГРАММА
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА арестованного ВАВИЛОВА Николая Ивановича
от 7 января 1941 года.
ВАВИЛОВ Н. И., 1887 года рождения, уроженец гор. Москвы, русский, беспартийный. До ареста — директор Всесоюзного Института Растениеводства и Института Генетики, член Академии Наук СССР и вице-президент Сельско-Хозяйственной Академии им. Ленина.
Вопрос: С какого времени и как вам известен болгарский гражданин Дончо КОСТОВА?
Ответ: КОСТОВА Дончо я лично знал с 1932 года, т. е. с момента его приезда в Советский Союз. До этого я знал КОСТОВА по его печатным трудам в области генетики и иммунитета растений к заболеваниям.
Вопрос: Когда и по инициативе кого КОСТОВ был приглашен на работу в Академию Наук СССР?
Ответ: Приглашен КОСТОВ был лично мною. Произошло это следующим образом: в 1931 году я получил от КОСТОВА письмо с просьбой помочь ему получить работу в лаборатории генетики Академии Наук СССР на обычных условиях, ввиду того, что у себя на родине (в Болгарии) он не может найти надлежащего использования как генетик. Одновременное письмом он прислал мне около 40 своих печатных работ. Не зная КОСТОВА лично, я запросил мнение о его работах профессоров. Г.А. ЛЕВИТСКОГО, Г. Д. КАРВЕЧЕНКО и С. А. ЭГИЗА и получил от них положительные отзывы. После этого, я обратился в президиум Академии Наук СССР, с запросом о возможности приглашения КОСТОВА на работу в СССР. От Академии Наук я получил разрешение на приглашение КОСТОВА Для работы в лаборатории генетики Академии Наук СССР, в качестве старшего специалиста по генетике. Об этом я сообщил КОСТОВУ, который и прибыл на работу в Союз в 1932 году.
Вопрос: Перечислите в хронологическом порядке занимаемые должности КОСТОВЫМ в Академии Науки его отношение к работе?
Ответ: За период своего пребывания в СССР, — с 1932 по август 1939 года КОСТОВ работал:
с 1932 по 1935 год, — старшим специалистом в лаборатории генетики Академии Наук СССР;
с 1935 по 1939 год, — заведующим лабораторией отдаленной гибридизации растений института генетики Академии Наук СССР;
в 1934 году (по совместительству) КОСТОВ читал специальный курс генетики в Ленинградском Университете.
КОСТОВ проявлял себя на работе как исключительный труженик. За время пребывания в Академии (7 1/2 лет) КОСТОВ опубликовал около 100 законченных им работ. Почти каждый год за хорошую работу он получал грамоты ударника.
Вопрос: Перечислите известные вам связи КОСТОВА по СССР и характер взаимоотношений с каждым?
Ответ: КОСТОВ в период своего пребывания в СССР по работе близко был связан и находился в хороших взаимоотношениях с КАРПЕЧЕНКО Георгием Дмитриевичем — заведующим лабораторией генетики ВИР’а, ЛЕПИНЫМ Тенисом Карловичем— старшим специалистом по генетике растений в институте генетики Академии Наук СССР и мною — ВАВИЛОВЫМ. По кафедре генетики в Ленинградском Университете КОСТОВ был связан с профессорами: ЛЕВИЦКИМ Г. А., РОЗАНОВОЙ М. А. и ВЛАДИМИРСКИМ А. П.
Аспирантом у КОСТОВА в Ленинграде работал ЯКОВЛЕВ Павел Никонорович, ранее работавший у МИЧУРИНА по научной части Хорошо также относился к КОСТОВУ президент Академии Наук СССР В. Л. КОМАРОВ, который интересовался его работами.
Вопрос: Перечислите известные вам связи КОСТОВА за границей, с указанием стран и характера связей.
Ответ: Мне известно, что КОСТОВ печатал свои работы по генетике в Германии, Англии, Америке, Голландии, Японии, Индии и других странах. Кроме того, своими работами он обменивался с генетиками многих стран. Так например, я знаю, что по работе он был связан со следующими генетиками.
В Германии: БАУР, ГОЛЬДШМИДТ, РЕМЕР, РУДОРФ, ЛЕМАН, РЕННЕР, ШИМАН, ЧЕРМАК (Австрия); в Англии: ХОЛДЕН, ПЕННЕТ, ГЕКСЛИ, ДАРЛИНГТОН, ПЕРСИВАЛЬ; в США: МОРГАН, ИСТ, СТЕРТЕВЕНТ, ЭМЕРСОН, СТАДЛЕР, БРИДЖЕС, КЕСЛ, БЛЭКСЛИ; во Франции: ВИЛЬМОРЕН; в Швейцарии: ЭРНСТ; в Японии: ФИДЖИ; в Голландии: Де ФРИЗ, СИРКС, ТАММЕС,
Связей КОСТОВА по загранице другого характера я не знаю.
Вопрос: Что вам известно о КОСТОВЕ с политической точки зрения Его отношение к СССР и существующему строю. Его отношение к немцам, англичанам, французам и американцам?
Ответ: КОСТОВ вел себя вполне лояльно по отношению к СССР. Антисоветских тенденций я в нем не замечал. Знаю, что он очень усердно читал советскую политическую литературу в частности, историю ВКП(б) и труды по диалектическому материализму. Вообще он держал себя весьма лояльно к существующему строю в СССР.
Мне также известно, что КОСТОВ был настроен антифашистски, был противником империалистической политики Англии и благосклонно относился к американцам.
Вопрос: Выезжал ли КОСТОВ по делам Академии Наук за границу когда, куда, с какими поручениями и как эти поручения им выполнялись?
Ответ: Мне известно, что за период пребывания в СССР, КОСТОВ только два раза выезжал в Болгарию по личным делам. По делам же Академии Наук в этот период он за границу не выезжал.
Вопрос: Что вам известно о причинах ухода с работы и выезда КОСТОВА из СССР за границу?
Ответ: КОСТОВ уехал к себе на родину (в Болгарию) в августе 1939 года. Он мне говорил, что уезжает по семейным обстоятельствам (смерть отца и необходимость содержания семьи).
Вопрос: Встречались ли вы с КОСТОВЫМ во время его пребывания в СССР в составе болгарской торговой делегации?
Ответ: В сентябре 1939 года, КОСТОВ вновь приезжал в СССР, вместе с болгарской торговой делегацией. Я в это время находился в Ленинграде. КОСТОВ из Москвы звонил мне по телефону спрашивал — буду ли я в Москве, что он желал бы со мной видеться. Я ответил, что приехать в данный момент не имею возможности и одновременно поинтересовался, как он устроился. КОСТОВ мне ответил, что работает он не по специальности, — селекционером в сельскохозяйственном институте, около Софии и вообще устроился неважно. Больше никаких разговоров у меня с ним тогда не было.
Вопрос: Доволен ли КОСТОВ положением, которое он занимает в Болгарии?
Ответ: Насколько мне известно, единственная кафедра генетики в Софийском Университете, на которую мог бы претендовать КОСТОВ, занята доктором КРИСТОВЫМ, поэтому работать по своей специальности в Болгарии КОСТОВ по существу не имеет возможности, и как я уже выше показал, из разговора и писем, которые я от него получал, было видно, что он своим положением недоволен.
Вопрос: Знали ли вы жену КОСТОВА Дончо или кого-либо из других его родственников и что вам о них вообще известно?
Ответ: Во время пребывания в Союзе, примерно в 1934-35 гг., КОСТОВ женился на русской, по имени — Анна Анатольевна (фамилии ее не знаю). До замужества я ее не знал. От нее лично я слышал, что ее мать, будучи дворянского происхождения, была выслана в последние годы в Мерв, куда она выезжала на свидание с ней весной 1939 года. Больше я ничего не могу сказать о родственниках КОСТОВА.
Допрос начат в 13 часов, окончен в 16 ч. 30 м.
Записано с моих слов верно, мною лично прочитано.
Н. Вавилов.
ДОПРОСИЛ. ПОМ. НАЧ. СЛЕДЧАСТИ ГЭУ НКВД СССР
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
А. Хват.