Сталин — Кагановичу, Молотову 13 октября 1935 г.
Москва. ЦК ВКП(б) тт. Кагановичу, Молотову.
Директива, данная вами Сангурскому и Дерибасу1, по-моему, неправильна, так как она поведет к тому, что японцы беспрепятственно займут тот наш участок, где происходил бой, заберут японские трупы и потом скажут, что японцы убиты на территории Маньчжурии, обвинив нас в нарушении границ, в переходе на маньчжурскую территорию. Лучше было бы дать директиву немедля занять нашими войсками этот наш участок, забрать трупы японцев и обеспечить для себя вещественные доказательства. Но теперь директиву не исправишь, так как она уже послана вами на место.
Не нравится мне также то место директивы, где вы даете японцам возможность свободно разгуливать на нашей территории глубиной в 3 километра от маньчжуро-советской границы. Подумали ли вы о том, в какое положение попадут наши пограничники, и, может быть, укрепленные районы? Чем объяснить такое великодушие в отношении японских мерзавцев?
Нота Хироте и сообщение ТАСС2 составлены, как видно, слишком поспешно и неряшливо, но ничего не поделаешь, — вносить поправки, находясь вдали, пожалуй нет возможности. Придется оставить их в том виде, в каком вы передали в Сочи.
Сталин3.
______________________
1 12 октября 1935 г. ПБ поручило Я.Б. Гамарнику и Г.Г. Ягоде отдать приказ Т.Д. Дерибасу и М.В. Сангурскому «ни в коем случае не расширять вооруженных столкновений в связи с инцидентом у Ново-Алексеевки. В случае нового нападения японского отряда не вступать в бой в пределах до 3-х километров от нашей границы и лишь после продвижения японцев за пределы 3-х километров дать достойный отпор, но ни в коем случае не допуская перехода нашими частями границы» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 18. Л. 176).
2 В ноте от 12 октября 1935 г., врученной Хироте, говорилось о нападении 6 октября на советский пограничный наряд маньчжурского отряда под командованием японского офицера и о новых вторжениях на советскую территорию в последующие дни (ДВП. Т. XVIII. С. 526–527). Сообщение ТАСС о нарушениях границы япономаньчжурскими отрядами и о протестах, заявленных в связи с этим японскому правительству, было опубликовано в газетах 13 октября.
3 На документе имеется помета: «Телефонограмма принята т. Двинским в 4 ч. 50 м. 13 октября 1935 г.»