Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича от 28—29 августа 1940 года.
СТЕНОГРАММА
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
арестованного Вавилова Николая Ивановича
от 28—29 августа 1940 года.
ВАВИЛОВ Н. И., 1887 г. рождения, урож. Москвы, гр-н СССР русский, беспартийный, до ареста — директор Всесоюзного Института Растениеводства и Института Генетики, член Академии Наук СССР и вице-президент Сельско-Хозяйственной Академии имени Ленина.
Вопрос: Уточните обстоятельства, при которых вы были вовлечены в антисоветскую организацию правых.
Ответ: В результате моего частого общения с ЯКОВЛЕВЫМ, в 1930 году, по работе в Наркомземе СССР, ему стали известны мои антисоветские настроения. Зная об этих настроениях, ЯКОВЛЕВ давал мне поручения явно вредительского характера по планированию растениеводческих мероприятий, по чрезмерному расширению посевных площадей и увеличению посевов трудоемких культур, без учета наличия рабочей силы и механизации.
Должен также отметить, что ЯКОВЛЕВ по отношению ко мне проявлял исключительное доверие. Так, например, он поручил мне в 1931 году составить список к освобождению 70-80 арестованных агрономов. Внимательно он отнесся также к моему предложению об освобождении профессора Алексея Григорьевича ДОЯРЕНКО, одного из виднейших лидеров контрреволюционного «Московского общества сельского хозяйства».
Мои антисоветские настроения были также ясны ЯКОВЛЕВУ из моих частых с ним бесед о заграничном сельском хозяйстве, о преимуществах крупного индивидуального сельского хозяйства фермерского типа, о котором я отзывался восторженно.
Несомненно, моему вовлечению в антисоветскую организацию способствовала и моя безоговорочность в выполнении любых поручений ЯКОВЛЕВА.
Вопрос: А в какой форме у вас был разговор с ЯКОВЛЕВЫМ об участии в антисоветской организации правых?
Ответ: Прямого разговора об этом не было. Я его понимал в виде прямых вредительских заданий, которые я получал от ЯКОВЛЕВА.
Вопрос: Почему же вы делаете вывод, что в антисоветскую организацию вас завербовал именно ЯКОВЛЕВ?
Ответ: Я делаю этот вывод потому что именно с этого периода, — выполнения поручений ЯКОВЛЕВА начинается моя явно вредительская работа, как в организации науки, так и в области растениеводства, в смысле обоснования растениеводческих мероприятий.
Вопрос: Значит, являясь участником антисоветской организации правых с 1930 года, вы сознательно и организованно вели вражескую работу. Вы это признаете?
Ответ: Да, признаю.
Вопрос: Вы показали, что в антисоветскую организацию правых завербованы ЯКОВЛЕВЫМ и одновременно заявляете, что никогда у вас с ЯКОВЛЕВЫМ прямого разговора об этой организации не было. Вы путаете или просто не хотите сказать о том, что еще до вашего вовлечения в организацию правых — вы являлись одним из идеологов и руководителей антисоветской организации, о которой вы сейчас умалчиваете.
Ответ: До 1930 года я формально не состоял в организации правых. Этому мешала моя оторванность от правых в течение ряда лет ввиду участия в экспедициях, как в нашей стране, так и в особенности за рубежом (Афганистан, Китай, Абиссиния, Средиземноморские страны и другие), в которых я пробыл в совокупности 6— 7 лет.
В то же время я не отрицаю того, что идеологически, в этот период, я был близок к правым. Это выразилось и в самом подборе Работников в руководимом мною Всесоюзном институте прикладной ботаники и новых культур, позднее преобразованном во Всесоюзный институт растениеводства, куда мною был привлечен ряд крупных работников определенно антисоветски настроенных, как профессора: ТАЛАНОВ, ПИСАРЕВ, КУЛЕШОВ, САЗАНОВ и ОРЛОВ.
Вопрос: Ваше пребывание в известный период в экспедициях не может служить об’яснением невозможности ведения организованной антисоветской работы. Вы до сих пор продолжаете говорить неправду В таком случае мы будем вас изобличать пред’явлением нескольких из всей суммы фактов, которыми в отношении вас располагает следствие.
Быть может вы без изобличения покажете всю правду о себе?
Ответ: Не сомневаюсь, что во многих показаниях меня называют как участника организации, так как я был идеологически близок в то время к группе правых. Но идеологическая близость не является еще определением моего участия в организации. Поэтому я настаиваю, что начало моей организованной антисоветской работы относится к 1930 году.
Вопрос: На предыдущем допросе вы показали, что ТУЛАЙКОВА и МЕЙСТЕРА вы знали как участников антисоветской организации по проводимой вместе с ними вражеской работе. Вы это подтверждаете?
Ответ: Да, подтверждаю.
Вопрос: В каких отношениях вы находились с МЕЙСТЕРОМ?
Ответ: Отношения с МЕЙСТЕРОМ у меня были хорошие и личных счетов между нами не было.
Вопрос: С какого времени вы были связаны с МЕЙСТЕРОМ как с участником антисоветской организации правых?
Ответ: Приблизительно с 1932 года.
Вопрос: Вы продолжаете скрывать свою причастность к антисоветской организации, участником которой вы были еще до 1930 г. Оглашаем вам выдержку из показаний арестованного МЕЙСТЕРА Георгия Карловича от 19/ХІ-1937 года:
«...МУРАЛОВ назвал мне в качестве участников организации правых ВАВИЛОВА Н. И., ТУЛАЙКОВА... При этом МУРАЛОВ особо указывал мне на то обстоятельство, что ВАВИЛОВ и ТУЛАЙКОВ — в прошлом принадлежавшие к «ТКП», теперь активно участвуют в деятельности организации правых...
...Антисоветские настроения ВАВИЛОВА мне были известны и раньше. Помню, что еще в 1932 году ВАВИЛОВ открыто высказывал мне свое враждебное отношение к советской власти. В одном из таких разговоров, происходивших на Саратовской селекционной станции, ВАВИЛОВ заявил мне, что он только что об'ехал огромный район от Северного Кавказа до Казахстана включительно и видел, что «повсюду вследствие колхозного экспериментаторства на полях возделываются культуры сорных трав, а не сельско-хозяйственных растений».
Эти антисоветские и антиколхозные клеветнические высказывания ВАВИЛОВА не удивили меня поскольку я знал о его прошлой принадлежности к «ТКП».
Вы и теперь станете отрицать факты?
Ответ: Должен сказать, что МЕЙСТЕР не совсем точно и правильно указывает обо мне в своих показаниях. Я заявляю, что, хотя идеологически я и был близок к ТКП, но организационно с ней связан не был.
Вопрос: А указываемые МЕЙСТЕРОМ антисоветские разговоры, в действительности были?
Ответ: Да, были.
Вопрос: В каких отношениях вы находились с ТУЛАЙКОВЫМ Николаем Максимовичем?
Ответ: С ТУЛАЙКОВЫМ Н. М. я находился в хороших, дружеских отношениях.
Вопрос: В прямой антисоветской связи вы были с ним?
Ответ: Да, с 1930 года с ТУЛАЙКОВЫМ Н. М. я был связан по антисоветской работе, а идеологически связан с ним был еще раньше.
Вопрос: Оглашаем выдержку из показания ТУЛАЙКОВА Н. М., который на допросе 31/ѴІІІ-1937 года показал:
«..После провала «Трудовой Крестьянской Партии» в 1930 году и ареста ее руководителей, основные зарубежные связи «ТКП» перешли к организации правых. После, осуществлял их главным образом академик ВАВИЛОВ, который в 1930 году вошел в состав организации правых и являлся основным, связующим звеном между ею и уцелевшими остатками «Трудовой Крестьянской Партии».
.. .Свою контрреволюционную антисоветскую деятельность по осуществлению связей с зарубежными эмигрантскими кругами ВАВИЛОВ проводил под непосредственным руководством правых, в частности, лично БУХАРИНА».
Как видите, МЕЙСТЕР и ТУЛАЙКОВ приводят факты, опровергающие ваши попытки отрицать свою преступную работу против Советской власти. Намерены ли вы дать исчерпывающие показания о своих вражеских делах и связях?
Ответ: Считаю, что в показаниях ТУЛАЙКОВА, наряду с правильным сообщением факта о моей причастности к антисоветской организации правых с 1930 г., о чем я показал еще до пред «явления мне показаний ТУЛАЙКОВА, — есть некоторая неточность в отношении моей антисоветской связи с БУХАРИНЫМ и относительно моих антисоветских связей с заграницей.
Должен сказать, что прямой антисоветской связи с БУХАРИНЫМ У меня не было, хотя я и разделял линию правых, идеологом которой был БУХАРИН.
Вопрос: МУРАЛОВ Александр Иванович вам известен?
Ответ: Да, известен.
Вопрос: В каких вы с ним были отношениях?
Ответ: С МУРАЛОВЫМ Александром Ивановичем я находился в официальных нормальных отношениях, личных счетов между нами не было.
Вопрос: А по антисоветской работе с МУРАЛОВЫМ вы были связаны?
Ответ: Связан был, но в меньшей мере, чем например, с ТУЛАЙКОВЫМ.
Вопрос: Оглашаем вам выдержку из показаний МУРАЛОВА А. И. от 7/ѴІІІ-1937 года:
«...Особо следует отметить антисоветскую деятельность академика ВАВИЛОВА»...
Недостаточно ли сказанного, чтобы вы убедились, что следствию хорошо известна ваша антисоветская работа.
Требуем прекратить запирательство, которое ник чему не приведет.
Ответ: Я заявляю, что покажу следствию о всех своих вражеских делах и связях.
Допрос начат в 11 ч., прерван в 17 ч. 10 мин.
Возобновлен в 21 час, прерван в 4 ч. 40 мин. 29/ѴІІІ, возобновлен в 10 час. 45 м. и окончен в 17 часов.
Протокол допроса записан с моих слов верно и мною прочитан:
Н. Вавилов.
ДОПРОСИЛ: ПОМ. НАЧ. СЛЕДЧАСТИ ГЭУ НКВД СССР
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ
А Хват