Докладная записка ЦУНХУ Госплана СССР в Совнарком СССР об уборке урожая зерновых культур в 1937—1938 гг и подготовке к уборочной в 1939 г. 7 мая 1939 г.
№ 195
Уборка урожая колосовых зерновых культур в 1937 г. по основной массе районов СССР протекала более замедленно, нежели в 1936 г. Так, в целом по СССР на 20 июля 1937 г. было убрано в колхозах 18 158 тыс. га, или 22% плана, против 22 327 тыс. га, или 29% плана, на тот же срок в 1936 г. На 20 августа 1937 г. было убрано 58 736 тыс. га, или 72%, тогда как в предшествующем году на тот же срок было убрано на 60 103 тыс. га, или 78%. Аналогичное положение имело место и по совхозам. Темпы разворота уборочных работ и их качество не соответствовали увеличению технической оснащенности совхозов, МТС и колхозов. Вследствие затяжки с уборкой и плохого ее качества во многих колхозах в 1937 г. имели место большие потери зерна.
Комбайны использовались на уборке недостаточно. Плохое качество ремонта комбайнов перед уборкой, плохой технический уход за ними, неудовлетворительно организованный ремонт комбайнов во время полевых работ, неудовлетворительная работа транспорта по вывозу зерна из-под комбайнов — все это отражалось отрицательно на темпах и качестве уборочных работ. В ряде районов имели место антикомбайновые настроения, приводившие к явному саботажу комбайнов (Усть-Лабинский район Азово-Черноморского края). Потери в зерне при уборке достигали в ряде колхозов и совхозов крупных размеров (до 2—3 ц на га). Тем не менее, зачастую не проводились самые элементарные мероприятия по их устранению (комбайны должным образом не регулировались, колосья не подгребались и т.д.). Тока и разгрузочные площадки надлежащим образом не подготовлялись, хлеб выгружался на стерню, грязнился и затаптывался.
Учет зерна, как сообщали большинство областных и краевых управлений Нархозучета (например, Орджоникидзевское, Крымское, Воронежское, Винницкое, Курское, Азово-Черноморское, Новосибирское и др.) поставлен был неудовлетворительно. Во многих случаях были обнаружены: отсутствие взвешивания зерна, определение веса зерна на глаз и дача неправильных сведений о намолоте зерна (Орджоникидзевский край, Новосибирская обл.). В некоторых колхозах Курской обл. выявлено почти полное отсутствие какого бы то ни было учета зерна.
В процессе уборки на токах находилось большое количество зерна под открытым небом, подвергавшегося порче в результате дождей. Автотранспорт не был подготовлен к вывозке зерна и имел большие простои. Так, например, по Курской обл. из автопарка МТС в 2334 машины — 38,7% машин на 10 июля 1937 г. было неисправных. Значительная часть комбайнов не была оборудована огнетушителями и искроуловителями (в результате чего имела место в ряде колхозов гибель посевов от пожара — сообщения Крымской АССР и бывшего Азово-Черноморского края).
Недоучет зерна в ряде колхозов достигал крупных размеров (50 и более килограмм на гектар). Так, например, в Турковском районе Саратовской обл. по району в целом недоучет составлял: по озимой ржи — 0,5 ц, по озимой пшенице — 1,5 ц, по яровой пшенице — 1,05 ц и по овсу 2,2 ц на 1 га обмолоченной площади. Нередки были случаи, когда в колхозах на протяжении продолжительного времени на токах имелись большие количества неучтенного зерна (до 1 тыс. и более центнеров). Вследствие неудовлетворительного снабжения колхозов весами во многих колхозах Омской, Новосибирской и других областей зерно, поступившее из-под комбайнов и молотилок, или совсем не взвешивалось, или замерялось ящиками, мерами и т.д., что вело к неточному учету хлеба, чем создавались условия для его расхищения.
Постановлением СНК Союза ССР от 23 июня 1938 г. «Об уборке урожая 1938 г.»1* были даны исчерпывающие конкретные указания по подготовке к уборочным работам и по осуществлению самой уборки. Уборка колосовых зерновых культур в 1938 г. до 10 сентября, как по размерам убранной площади, так и по обмолоченной площади протекала быстрее, чем в 1937 г. Однако, если учесть более раннее созревание колосовых культур и пониженную урожайность против 1937 г. в большинстве районов, приведшую к сокращению трудоемкости уборочных работ, а также большую техническую оснащенность МТС и совхозов, то темпы уборки 1938 г. нельзя признать достаточными. По ряду республик, краев и областей в 1938 г. имело место даже отставание в уборке. Так, например, на Украине на 20 июля 1938 г. было скошено в колхозах только 54% колосовых против 66% на тот же срок 1937 г., а комбайнами убрано только 37% против 51% на 20 июля 1937 г. Аналогичное положение было также в Крымской АССР и других районах. Такое положение с комбайновой уборкой во многих случаях объясняется большими простоями комбайнов, низкой выработкой их (Орджоникидзевский край, Днепропетровская, Ростовская, Николаевская и другие области).
Основной причиной низкой производительности комбайнов является плохо проведенный ремонт их. В ряде случаев раннее созревание хлебов застало МТС неподготовленными к уборке, и комбайны ремонтировались в процессе уборки. В ряде областей имело место плохое техническое обслуживание комбайнов во время работы и недостаток запчастей. Вследствие неудовлетворительного состояния комбайнов, плохого их технического обслуживания, в ряде случаев недостаточной подготовленности кадров в 1938 г. имели место значительные потери зерна, доходящие до 2—3 ц на га и даже выше. Так, например, Челябинская область плохо подготовилась к уборке, затянула уборку и обмолот хлебов, специальных приспособлений для уборки полегшего хлеба, за небольшими исключениями, не имела, и в результате получились большие потери зерна, доходившие до 4 и более центнеров на га.
В Алтайском крае указание СНК СССР от 23 июня 1938 г. о необходимости закончить скирдование хлеба, убранного простыми машинами, не позднее, чем через 10—15 дней после окончания косовицы — не выполнено. Скирдование и обмолот в крае резко отставали от уборки. Потери зерна в отдельных колхозах и совхозах края доходили до 6—8 ц на га. В Новосибирской обл. в отдельных районах начали копнить часть хлеба в октябре после прошедших заморозков и выпадения снега. В результате получились значительные потери урожая.
В ряде областей при уборке в 1938 г. получались большие скопления невзвешенного и невывезенного на элеваторы хлеба, лежащего под открытым небом (например, в Одесской и Днепропетровской обл., Орджоникидзевском крае и др.). В ряде областей небыли своевременно подготовлены и продезинфицированы тока и тара. Не везде была организована охрана урожая. Многочисленные информации УНХУ, основанные на проверке хода уборки в колхозах и совхозах, отмечали, что во многих случаях постановление СНК СССР об уборке урожая в 1938 г. не выполнялось. Следствием такого положения явился, в ряде случаев, низкий качественный уровень работ, связанных с уборкой, и были допущены большие потери зерна.
Информации по ряду областей УССР, полученные в конце апреля и начале мая текущего года, указывают, что подготовка к уборке урожая 1939 г. по многим МТС и колхозам проходит неудовлетворительно. По ряду МТС и колхозов ремонт уборочных машин только начинается, в некоторых МТС не отремонтировано ни одного комбайна (Колосовская МТС Одесской обл., Павлоградская и Варваровская МТС Днепропетровской обл., Глобинская МТС Полтавской обл.). Ремонт молотилок, двигателей внутреннего сгорания и локомобилей по большинству проверенных МТС не начинался.
По большинству МТС отремонтированные комбайны комиссией не приняты, так как имеют отдельные недоделки. По сводкам эти комбайны числятся отремонтированными, а, по существу, к работе они еще непригодны (Одесская, Николаевская, Днепропетровская и Харьковская обл.). Причины неудовлетворительного ремонта уборочных машин по МТС отмечаются следующие: 1) позднее получение планов ремонта; 2) задержка с финансированием; 3) неукомплектованность и текучесть кадров комбайнеров, плохая организация ремонтных работ в МТС, отсутствие графиков ремонта, плохое бытовое обслуживание рабочих; 4) отсутствие отдельных деталей и материалов к комбайнам.
Совершенно неудовлетворительно положение с ремонтом уборочных машин, как показала проверка в УССР, в колхозах. Земельные органы этой работой, по существу, еще не занимались. Планы ремонта не утверждены и до колхозов не доведены (Сумская обл.). Дефектные акты не составлены (Полтавская и Винницкая обл.). Частично тормозит ремонт колхозного уборочного инвентаря отсутствие кузнечного угля.
Ремонт и дезинфекция амбаров в проверенных колхозах еще не начинались, хотя амбары в основном от семенного зерна освобождены.
В целях своевременного проведения уборки зерновых культур в 1939 г. и устранения потерь необходимо:
1. Обеспечить полное окончание ремонта всего уборочного инвентаря в МТС и колхозах не позднее, чем за 15 дней до начала уборки.
2. Обеспечить тщательную приемку всего отремонтированного инвентаря в МТМ и МТС ответственными комиссиями с участием представителей областных (краевых) земельных органов.
3. Закончить закрепление участков за комбайнами не позднее, чем за 10 дней до начала уборки, и обязать всех комбайнеров заранее ознакомиться с выделенными для их комбайнов массивами посевов.
4. Обеспечить выборку МТС до начала уборки горючего в количестве, необходимом на весь период уборочных работ.
5. Обеспечить бесперебойную работу автотранспорта, работающего на уборке, путем проведения необходимого ремонта, бесперебойного снабжения запчастями и резиной.
6. Произвести обеззараживание складских помещений, тары, транспортного инвентаря и токов.
7. Увеличить выпуск весового инвентаря и, в частности, весов, пригодных для взвешивания автомобилей и повозок, груженых зерном.
8. Снабдить все комбайны огнетушителями и приспособлениями для борьбы с потерями.
9. Построить до начала уборки крытые тока или навесы для хранения зерна во всех колхозах, где их наличие не обеспечивает сохранения хлеба от неблагоприятных метеорологических условий в период уборки и обмолота (в особенности, в районах нечерноземной полосы, северо-востока Европейской части СССР и сибирских районах).
10. Провести перед уборкой тщательный инструктаж весовщиков при комбайнах и молотилках во всех МТС.
1* См.: СЗ СССР. 1938. № 29. Ст. 183.